Navigation bar
  Print document Start Previous page
 360 of 947 
Next page End  

отношении терапии.
3) Фаза подготовки («preparation»), фаза решения и подготовки. В этой фазе пациенты решают
в ближайшем будущем начать лечиться. Часто большую роль в процессе принятия решения играет
окружение (см. главу 19).
4) Фаза действий («action»). Пациенты активно тратят время, деньги и прилагают все усилия,
чтобы добиться изменений. В этой фазе осуществляется терапевтический процесс (ср. далее раздел 2.2).
5) Фаза сохранения достигнутых результатов («maintenance»). Это этап после терапии, когда
клиенты делают все, чтобы сохранить достигнутое.
Эти этапы можно проследить как при самоинициированных изменениях поведения, так и при
совершаемых с терапевтической помощью. Различают четыре типа течения:
(1) стабильный тип:
пациенты застывают в какой-то фазе в течение длительного времени; (2) прогрессирующий тип
течения: можно установить линейное движение от одной стадии к другой; (3) регрессивный тип:
пациент возвращается из более поздней стадии в более раннюю; (4) рециркуляция: у пациентов по
меньшей мере дважды в течение терапии меняется направленность изменений.
2.2. Структурное сходство временнОй организации психотерапии
Различные психотерапевтические методы имеют элементы структурного сходства в отношении
временнОй организации.
При всех видах психотерапии первая после прояснения показаний
терапевтическая задача состоит в том, чтобы установить терапевтические отношения между
психотерапевтом и пациентом. Затем на этой основе начинается процесс терапевтического научения.
Сами изменения более или менее систематически и непрерывно оцениваются, и в зависимости от
результата этой оценки терапевтические действия либо корригируются, либо прекращаются (см. табл.
22.1.1). Эти функциональные элементы терапии вытекают из присущей ей структуры задач и имеют
значение не только для психотерапии, но и, в несколько другой степени, для лечения нарушенных
функций. Описание различных фаз из перспективы пациента есть у Huber, 1991; ср. также Kanfer,
Reinecker & Schmelzer, 1991.
Таблица 22.1.1. Структура психотерапии (ср. также Kanfer & Grimm, 1980).
Фаза
Цели
Средства
1. Показания
-
Постановка диагноза
- Выбор подходящих
терапевтических методов.
Медицинская интервенция?
Психологическая интервенция?
Какие конкретно методы
клинико-психологической
терапии?
- Информация о терапии
- Информированное согласие
(«informed-consent»)
-
Интервью/анамнез
- Личностные и клинические
тесты
- Иногда медицинское
обследование
2. Создание терапевтических
отношений и объяснение
проблемы и целей терапии
- Ролевое структурирование
(объяснение пациенту его роли — принятия и эмпатии
роли пациента)
- Формирование ожидания
позитивных изменений
- Создание терапевтических
отношений. В случае надобности
— объяснение этиологии
- Проявление положительного
- Пояснение терапевтических
«правил игры»
- Терапевтический контакт
3. Проигрывание
терапевтического научения
- Систематическое овладение
навыками и умениями
(поведенческая терапия)
- Анализ мотивов поведения и
эмоций (психоанализ)
- Реструктурирование образа Я
(разговорная психотерапия)
- Применение конкретных
психотерапевтических техник
- Непрерывное наблюдение и
оценка течения терапии
Hosted by uCoz