Navigation bar
  Print document Start Previous page
 363 of 947 
Next page End  

индивидуальным особенностям каждого пациента, в то время как окончательная оценка ориентирована
на результат и на ее основе принимается решение об окончании терапии.
3. Основные механизмы изменения в психотерапии, общие для всех школ
3.1. Механизмы и процессы, общие для всех теорий
Главный вопрос с точки зрения психологии — это вопрос об основополагающих механизмах,
участвующих в терапевтических изменениях у пациента. Какие психологические механизмы
активизируются при проигрывании терапевтического научения, что надо изменить, чтобы в конечном
итоге устранить или смягчить расстройство?
Для всех теорий Граве (Grawe, 1997) различает четыре основных механизма изменения,
которые
всегда участвуют в психотерапевтическом научении. Эти механизмы активизируются
терапевтическими методами, причем разные методы в разной степени затрагивают (или не затрагивают)
некоторые механизмы.
Первый механизм, «компетентность в совладании/преодолении» («mastery/coping»), касается
способности пациента к приобретению отсутствующих при данном расстройстве умений и навыков
совладания. Благодаря способности к адекватному поведению в проблемных ситуациях пациент
изменяет также «вторичную оценку» (ср. главу 17) своих умений, и ожидание самоэффективности
повышается. В качестве примера метода, активирующего этот механизм, Граве называет
экспозиционную терапию.
Вторым основным механизмом, «прояснение и коррекция значений» («clarification of meaning»),
Граве считает изменение «первичной оценки» в духе Лазаруса. Страх, например, может быть
результатом оценки какой-то ситуации как угрожающей главным целям, терапевтическое воздействие
должно помочь осознать и прояснить это. Пример подобного метода — терапевтический подход,
который представляют Гринберг, Райс и Эллиот (Greenberg, Rice & Elliott, 1993).
Третий механизм, «актуализация проблемы»,
состоит в актуализировании проблемных
паттернов эмоций и поведения с целью создания оптимальных условий научения, чтобы стимулировать
процессы изменений не только в плоскости символических языковых взаимодействий. Тем самым
становится возможным неопосредованное получение нового опыта. Это обеспечивается в таких видах
терапии, как психодрама, в ролевых интерактивных играх, а также в отношениях переноса и их
переработке (ср. Heigl & Triebel, 1977).
Четвертый механизм, «активация ресурсов»,
означает мобилизацию сил со стороны пациента,
необходимую для того, чтобы в нем произошли и стабилизировались изменения.
Психотерапия, базирующаяся на исследовании (ср. Grawe, 1997), должна содержать техники для
всех основных механизмов, и применять эти техники следует, адаптируя их в каждом отдельном случае
в соответствии с фазами терапевтического процесса. Эти механизмы можно концептуализировать и на
более высоком уровне, благодаря чему их число увеличивается. Кроме того, выбор теоретической
плоскости не обязательно предопределяется положениями Граве; так, процессы формирования значения
или психологического совладания или соответствующие изменения открыты для многих теоретических
концептуализаций.
Еще одну общую для всех теорий концепцию предлагают Прохазка, ДиКлементе и Норкросс
(Procahska, DiClemente & Norcross, 1992), которые различают десять общих для всех школ
основополагающих процессов изменений (табл. 22.1.3). Процессы изменений они определяют как
открытые и скрытые виды деятельности, в которые включаются индивиды, если хотят изменить свое
проблемное поведение. Эти процессы могут иметь разное значение в зависимости от момента времени
процесса изменения и от расстройства или соответственно терапевтических целей. Различные методы
при этом ставят акцент на разных процессах изменений.
Таблица 22.1.3. Процессы и интервенции (Prochaska, DiClemente & Norcross, 1992)
Процессы
Цели и психологические средства для активизации процессов
Самоэксплорация/
саморефлексия (consciousness
raising)
Получение новой информации о самом себе и о проблемах: наблюдение,
конфронтация, интерпретации /толкования, библиотерапия
Hosted by uCoz