Navigation bar
  Print document Start Previous page
 364 of 947 
Next page End  

Изменение самооценки (self-
reevaluation)
Констатация того, как человек чувствует и мыслит о самом себе в
отношении какой-то проблемы: прояснение ценностей, работа
представления, коррективный эмоциональный опыт
Самоосвобождение (self-
liberation)
Принятие решения и убежденность по поводу изменения поведения,
укрепление веры в способность измениться: терапия принятия решений,
логотерапевтическая техника, техника мотивирования
Контробусловливание
(counter-conditioning)
Угашение проблемного поведения с помощью альтернативного
поведения: релаксация, десенсибилизация, тренинг уверенности в себе,
позитивное самоинструктирование
Контроль стимула (stimulus
control)
Избегание или борьба со стимулами, вызывающими проблемное
поведение: реструктурирование окружающих условий (например,
запретить себе алкоголь или вредные пищевые продукты), избегание
опасных ситуаций риска
Процедуры подкрепления
(reinforcement management)
Самоподкрепление и подкрепление со стороны желательного
поведения: договоры о строго определенных рамках поведения,
открытое или скрытое подкрепление, самовознаграждение
Отношения помощи (helping
relationships)
Доверие к тем людям, которые могут помочь: терапевтический альянс,
социальная поддержка, группы самопомощи
Облегчение выражения
эмоций (dramatic relief)
Умение обнаруживать и выражать чувства по поводу своих проблем и
их решения: психодрама, ролевая игра
Новая оценка окружающих
Определение того, как собственные проблемы отягощают окружающих:
тренинг эмпатии
Социальное освобождение
(social liberation)
Приобретение или закрепление конструктивного поведения в социуме:
выступление за права угнетенных, занятие активной, в том числе и
политической, жизненной позиции
В общей для всех теорий и методов модели (Prochaska, DiClemente & Norcross, 1992) фазы
изменений интегрированы с процессами. Эта модель исходит из того, что инициировать процессы
следует с учетом расстройства и фазы, в которой находятся пациенты. Если человек с тяжелыми
поведенческими проблемами пребывает еще только в первой или во второй фазе, а лечить его начинают
с четвертой, то прогноз будет плохой. Вышеназванные авторы различают две формы терапевтических
«несоответствий» между фазой (в которой пребывает пациент) и терапевтическим предложением: (1)
метод делает акцент на процессах той фазы, до которой пациент еще не дошел, или (2) фазы, которую
он уже прошел, например, пациент уже готов к фазе действия, а терапия сосредоточивается на
процессах, важных для фазы размышления. В том и другом случае прогноз неблагоприятный.
3.2. Психологические средства и процессы научения в психотерапевтических интервенциях
В предыдущем разделе уже назывались примеры методов/средств (Grawe, 1997; Prochaska,
DiClemente & Norcross, 1992), применяемых для активации терапевтических механизмов изменений в
разных видах терапии.
Этот процесс Прохазка, ДиКлементе и Норкросс (Prochaska, DiClemente & Norcross, 1992)
систематизировали, ориентируясь на эмпирический компонентный анализ характеристик пациентов и
их изменений во многих исследованиях во время различных фаз процесса. Результат систематизации —
описательное различение процессов изменений на некоем среднем уровне абстракции, как отмечают
сами авторы.
Ниже мы эскизно представим вариант систематизации, ориентирующийся на конкретную
теорию, согласно которой процессом, лежащим в основе всех психотерапевтических изменений,
является научение. При этом можно увидеть некоторые соответствия с вариантами, представленными в
разделе 3.1. В этой классификации выделяют 7 типов психологических средств и соответствующие
процессы научения.
Процессы терапевтических изменений могут затрагивать либо в основном отдельные
психические функции (при тренинге функций), либо всю психобиологическую систему личности, а
значит, мотивационные, эмоциональные, когнитивные, моторные, психофизиологические,
биохимические и неврологические функции (при психотерапии). Некоторые виды психотерапии больше
Hosted by uCoz