Navigation bar
  Print document Start Previous page
 366 of 947 
Next page End  

является также главным терапевтическим средством при применении оперантных методов (Maercker,
1996).
4 ) Психотерапевт в качестве модели. В качестве модели адекватных человеческих отношений и
адекватных взаимодействий психотерапевт вводит в игру самого себя. Благодаря этому пациент может
имитировать новые способы поведения или ослабить нежелательные, например снижая вызванные
страхом тенденции к избеганию (ср. Helm, 1980). В общем и целом мы уже обсуждали научение по
моделям, когда говорили об общих для всех методов переменных психотерапевта. Добавим, что модели
эксплицитно применяются в качестве терапевтических средств прежде всего в поведенческой терапии
(ср. Bandura, 1987).
5) Когнитивные средства. Сюда относятся разъяснение, убеждение, информационная обратная
связь и т. п. Психологически эти средства направлены на то, чтобы влиять на когнитивные
репрезентации и систему ожиданий. В этом смысле методы и интервенции, ориентированные на
репрезентацию, отличаются от методов и интервенций, ориентированных на реакцию. Представители
этой психотерапии работают большей частью с когнитивными репрезентациями ситуаций и реакций
пациента в форме беседы, и в какой-то мере цели состоят в том, чтобы путем информации, убеждения и
т. д. изменить эти репрезентации. Для психодинамической краткосрочной терапии исследовалось, в
частности (McCullough et al., 1991), каким образом сказываются различного рода интерпретации на
терапевтических результатах, и было доказано, что терапевтические интерпретации, вызывающие у
пациента дефензивные реакции, негативно коррелируют с терапевтическим воздействием. В последние
годы в когнитивной психологии развивались модели когнитивной организации репрезентаций.
Применительно к психотерапии особенно обсуждалось изменение аспектов переработки информации
(Antaki & Brewin, 1982), изменение ожиданий и атрибутивных тенденций (ср. Caspar, 1997; Brewin,
1988) и изменение когнитивных схем (Beck, Rush, Shaw & Emery, 1983; Grawe, 1987). Кроме того, на
фоне «cognitive science» делается попытка симулировать инициированные психотерапией когнитивные
и эмоциональные процессы (ср. Leuzinger-Bohleber & Pfeifer, 1989; Caspar, 1995).
6) Психофизиологически ориентированные методы. При этих методах соматика эксплицитно
вовлекается в терапевтический процесс — или в молекулярной плоскости (как при телесной
психотерапии), или в виде точно описанной физиологической обратной связи (ср., например, при
биологической обратной связи: Zeier, 1998). При психофизиологических методах тоже играют роль
когнитивные процессы (например, восприятие обратной связи, реатрибуция ощущений и т. д.) и
тренировка.
Терапевтические отношения в различных видах психотерапии систематически действуют как
посредник терапии. Наиболее дифференцированы отношения психотерапевт—пациент в психоанализе
благодаря анализу переноса, и служат они микросоциальной эмпирической моделью для
терапевтического научения. В этом процессе применяются различные средства:
социальное
подкрепление, научение по моделям или другие когнитивные средства. Использовать терапевтические
отношения в качестве психологического средства для терапевтического научения — значит создать
пациенту микросоциальную (искусственную) модельную ситуацию, предоставляющую удобный случай
разобраться с вызванными страхом содержаниями без риска наказания, возможность без страха
испытать модель партнерских отношений, испытать социальное подкрепление и т. д. Все эти
возможности приобретения опыта содержат элементы вышеописанных психологических средств.
То, что разные психотерапевтические методы и отдельные конкретные виды терапии имеют
разные эффекты, можно интерпретировать как результат особого акцентирования единичных или
нескольких средств и процессов, которые упоминались выше. Однако такое акцентирование отдельных
средств не означает, что при этом не активируются и другие процессы. Например, при тренировке — т.
е. методе, ориентированном на реакцию, — активируются также и когнитивные процессы. И все-таки
предположение, что разные терапевтические методы имеют одинаковое воздействие, нельзя поддержать
при нынешнем уровне знаний. Великолепный обзор различных воздействий и соответственно методов
выбора средств для ряда расстройств дают Хубер (Huber, 1992) и Селигман (Seligman, 1994).
4. Терапевтические воздействия, общие для всех методов
Успешное лечение в любом случае означает, что у пациента имело место терапевтическое
научение. Оно может состоять в изменении психических функций, паттернов функционирования
(Greenberg, 1986) или паттернов межличностных отношений. Воздействия психотерапевтических
интеракций, относительно общие для всех методов, постулируются следующим образом.
Hosted by uCoz