Navigation bar
  Print document Start Previous page
 371 of 947 
Next page End  

Представления о болезни или расстройстве, а значит, и об их этиологии и терапии, которые пациент
приобрел в процессе социализации в своей субкультуре, порой влияют на выбор того или иного
психотерапевта. Там, где возможности выбора нет, эти представления, будучи предпосылкой для
психотерапии (см. Orlinsky & Howard, 1986), облегчают или затрудняют — в зависимости от степени
соответствия с концепцией психотерапевта — лечение и ко-ориентированную терапевтическую работу
(ср. также Brehm & Smith, 1986). Ожидания пациента и приписываемая психотерапевту компетентность
и надежность структурируются культурными и субкультурными условиями: кто-то ждет, что ему
поможет духовный целитель путем наложения рук, кто-то верит в психоанализ или ожидает эффекта от
биологической обратной связи, — это зависит от представлений о здоровье («health beliefs»),
свойственных той культуре или субкультуре, с которой пациент себя идентифицирует. В той мере, в
которой терапевтическое предложение не согласуется с культурно или субкультурно приемлемыми
формами помощи, терапевтический процесс будет затруднен. Эту зависимость можно наблюдать не
только среди этнических меньшинств США (ср. Sue & Zane, 1987), но и в крестьянской субкультуре
альпийских стран, где экстрасенсы пользуются большим спросом.
Орлински и Говард (Orlinsky & Howard, 1986) схематично изобразили модель динамического
взаимодействия различных существенных факторов, влияющих на воздействия психотерапевтических
процессов (рис. 22.1.2). Схема моделирует структуру влияния и наглядно демонстрирует комплексность
воздействующих факторов, а также иллюстрирует, с какими трудностями сталкиваются исследователи
психотерапии, когда пытаются эмпирически оценить значение отдельных факторов и проанализировать
их сочетанное действие.
Hosted by uCoz