Navigation bar
  Print document Start Previous page
 374 of 947 
Next page End  

ближе к обыденной психологии, чем к научной, например биоэнергетические методы или
организменная психотерапия. Классификация по школам отвергает единую теоретическую научную
референтную систему. Недостаток такой систематики — ее неэкономичность, так как терапевтических
школ со временем стало очень много. Поэтому иногда они объединяются в «семейства школ», например
глубиннопсихологические подходы, поведенческие или когнитивные подходы, экзистенциально-
гуманистические подходы (Korchin, 1976). В таблице четыре разных теоретических терапевтических
подхода (по схеме Karasu, 1977) сопоставляются по нескольким критериям (см. табл. 22.1.4). Это
позволяет в сильно упрощенной форме представить, что характеризует разные подходы с точки зрения
их приверженцев.
Таблица 22.1.4. Четыре психотерапевтических подхода — с точки зрения их приверженцев (ср.
Karasu, 1977)
Концепции
Глубиннопсихологи
ческий подход
(например, Фрейд,
Винникотт)
Подход
поведенческой
терапии (например,
Бек, Мейхенбаум)
Экзистенциально-
гуманистический
подход (например,
Роджерс, Гендлин)
Коммуникативно-
ориентированный
подход (например,
Вацлавик, Минухин)
Этиологическая
концепция
Ранние детские
инстинктивные
конфликты
Процессы
вытеснения
Дисфункциональная
история научения
Интеракция индивид—
окружение
Неконгруэнтность
опыта и Я-
концепции
Расстройства как
выражение/следствие
дисфункциональных
коммуникативных
структур
Концепция
здоровья/
терапевтические
цели
Переработка
внутрипсихических
конфликтов «Там,
где было Оно,
должно стать Я»,
помочь пациенту
распознать
бессознательные
мотивы
Восстановление
навыков и умений
поведения и
переживания,
изменение
представлений о самом
себе, самоконтроль
Содействие
самоактуализации
«Fully functioning
person» (полностью
функционирующая
личность)
Создание
конструктивных
структур
коммуникации, поиск
и нахождение
дисфункциональных
структур
коммуникации и
помощь в их
реорганизации
ВременнАя
перспектива
терапии
Понять настоящее из
прошлого
Ориентирована на
настоящее
Ориентирована на
настоящее
Ориентирована на
настоящее
Психологические
средства
Интерпретация
свободных
ассоциаций,
феноменов переноса,
ошибочных
действий,
сновидений и т. д.
Тренировка, научение
за счет подкрепления,
габитуация, научение
по моделям,
когнитивное
переструктурирование,
психофизиологические
методы
Проявить эмпатию
и принятие, диалог,
Encounter (встречи)
(отчасти телесный
опыт)
Инструкция/
интерпретация
Таблица дает схематичное представление о некоторых аспектах и акцентах, в отношении
которых эти четыре группы терапии по их пониманию самих себя различаются теоретически. Разные —
по-разному научно разработанные и обоснованные — представления о своих собственных школах
внушают мысль о ярко выраженных различиях в целевых установках, воздействиях и методах. Однако
на практике, как не раз доказывалось, эти различия между подходами, да и гомогенность внутри
отдельных теоретических концепций не так очевидны (ср. Kiesler, 1966). Исследования среди
практикующих специалистов тоже показали, что многие психотерапевты не придерживаются какого-то
одного направления, но используют разные концепции (Garfield & Bergin, 1994).
Поэтому в
исследовании психотерапии постоянно возникают и обсуждаются такие концепции, которые не
ориентировались бы на психотерапевтические школы или терапевтические направления, а являлись бы
общими для всех школ. Об этом, в частности, говорит существование таких понятий, как интеграция,
эклектизм, общие/неспецифические факторы, общая психотерапия.
-
Интеграция.
Главная задача ее состоит в том, чтобы теоретически слить воедино разные
Hosted by uCoz