Navigation bar
  Print document Start Previous page
 375 of 947 
Next page End  

подходы (Arkovitz, 1992; Martens & Petzold, 1995). Существенное значение при интеграции имеет связь
с теорией и разработка общих положений (Norcross, 1995).
-
Эклектизм. Эклектизм означает такую технологическую позицию, когда отбираются
действенные элементы — невзирая на их теоретическую совместимость, и комбинируются между собой
(Norcross, 1995).
Часто эти два понятия представляются идентичными. Общее между ними — отказ
придерживаться какой-то единственной терапевтической школы и принятие во внимание более чем
одного направления, но они все-таки различаются своими подходами (ср. Huber, 1998).
Наряду с интеграцией и эклектизмом назовем еще один общий для всех школ подход —
концепцию общих, неспецифических факторов,
которая нередко считается в исследовании
психотерапии концепцией более высокого уровня. Вслед за Граве, Донати и Бернауэром (Grawe, Donati
& Bernauer, 1994), мы считаем, что это понятие дало повод ко многим недоразумениям, и предпочитаем
выражение «общие для всех методов переменные». Благодаря этому становится ясно, что, во-первых,
эти факторы (например, эмпатия) могут быть вполне специфичны по своему воздействию, а во-вторых,
они не просто заранее присутствуют и реализуются при всех видах психотерапии с равной силой, но
могут чрезвычайно варьировать в своей выраженности. Значение концепции общих, неспецифических
факторов иногда несколько принижается — мол, эти факторы в конечном итоге представляют собой
всего-навсего плацебо-воздействие, а на общие факторы иногда списывается недостаток
дифференцированных данных.
В последнее время под общими факторами стали понимать важные понятия, ориентируясь на
которые можно описывать и развивать психотерапию. Такой подход позволяет представить и оценить
существующие методы, не затушевывая различий между ними — ни в плане образа действий, ни в их
воздействии. Вейнбергер (Weinberger, 1995) выдвигает для обсуждения следующие общие факторы:
- терапевтические отношения (рабочий союз, перенос);
- ожидание успеха. Этот аспект часто рассматривается в исследовании как фактор помехи и его
значение приуменьшается, однако он значим для практики;
- конфронтация с проблемой;
- когнитивный контроль над проблемой;
- атрибуция успеха и неудачи пациентом как существенный элемент для согласия, прерывания,
рецидива, успеха; этот аспект пока что мало принимался во внимание.
Несколько иной подход предложил Граве (Grawe, 1995), выдвинув концепцию общей
психотерапии.
Он называет главными моментами психотерапии основные механизмы, приведенные
нами в разделе 3.1: активация ресурсов, актуализация проблемы, активная помощь в преодолении
проблемы, прояснение мотивов. Вейнбергер и Граве в своих подходах устанавливают обобщающие
дискуссионные рамки для локализации и описания существующих психотерапевтических направлений.
Благодаря этому можно отчетливо видеть, какие психотерапевтические направления каким аспектам
отдают предпочтение, а какими соответственно пренебрегают. Для таких вот общих рамок Граве и
предложил понятие общая психотерапия. Заметим, что специфическая или специальная психотерапия
отнюдь не являются дополнением к ней. Скорее это понятие знаменует собой понимание психотерапии
на более высоком уровне, подобно тому что мы наблюдаем и в отношении других специальных
дисциплин (внутренняя медицина и т. д.), т. е. общий исследовательский и профессиональный статус.
Эта общая концепция не является всеобъемлющей фундаментальной теорией. Подобных метатеорий мы
пока не имеем ни для психотерапии, ни для других прикладных областей психологии, ни для других
сфер психологии вообще. Общую концепцию нельзя рассматривать и как попытку сконструировать из
разных подходов некий единый подход. Существенно для такой общей концепции то, что она прочно
основана на понимании психологии как науки об эмоциях и поведении, поскольку именно эмоции и
поведение являются точкой приложения психотерапии, что и характеризует последнюю как метод.
10. Заключительные замечания
Многие из распространенных сегодня психотерапевтических подходов возникли не в связи со
знаниями психологии, а с идеями, ничего общего с наукой не имеющими, и поэтому довольно трудно
представить и разобрать современные методы клинико-психологической интервенции. В настоящем
учебнике мы уделим большее внимание тем подходам, которые опираются на психологическое
исследование. Что же касается тех психотерапевтических методов, представители которых
предпочитают опираться на теории, имеющие мало отношения к психологии, то мы попытаемся, если о
Hosted by uCoz