Navigation bar
  Print document Start Previous page
 376 of 947 
Next page End  

них зайдет речь, найти их связь с психологией. Это прежде всего относится к интервенциям,
ориентированным на психоанализ, поскольку их воздействие базируется все-таки на психологических
закономерностях, которые психология должна исследовать, даже если приверженцы этих методов и
придерживаются других каузальных атрибуций для объяснения их воздействия.
Критерием, положенным в основу классификации подходов клинико-психологического лечения
в нашем учебнике, является их первичное «место интервенции». Чтобы добиться терапевтических
изменений, разные психотерапевтические подходы выбирают «психологические» в разной степени
ориентации; при некоторых методах в центре терапевтической работы стоят отношения
психотерапевт—пациент, при других — целенаправленное изменение дисфункциональных паттернов
поведения и переживаний пациента, третьи, в свою очередь, работают над изменением структуры и
качества взаимодействия между значимыми лицами. Коль скоро человеческое поведение и эмоции
организуются в рамках и интра-, и интериндивидуальной системы, вполне «психологично»
предполагать, что одних и тех же или похожих целей можно достичь различными путями, например,
смягчить депрессивное расстройство можно как путем целенаправленного влияния на
дисфункциональные когниции и способы поведения, так и путем реорганизации образа Я посредством
структурированного опыта терапевтических отношений. В качестве терапевтических подходов, где
главным для терапии являются отношения психотерапевт—пациент, мы рассмотрим психоанализ (глава
22.2) и разговорную терапию (глава 22.3). В этих видах терапии опыт терапевтических отношений
основывается в существенной мере на базе анализа переноса и контрпереноса и соответственно
осуществления основных переменных терапии. В поведенческой терапии (включая когнитивные
подходы, глава 22.4) непосредственно обращаются к дисфункциональному поведению пациентов, а
также планируют и осуществляют организацию научения, помогающую пациентам более адекватно
справляться с их проблемами. Назовем здесь и еще одну точку приложения для психотерапии — работа
с телом;
однако в этом учебнике мы отказались от того, чтобы разбирать подобные подходы (за
исключением биологической обратной связи), поскольку их научный фундамент в настоящее время
недостаточен. Другую плоскость представляют межличностные системы,
особенно партнерские
отношения или семья, которые обсуждаются в главе 22.5.
Методы будут описываться по единой систематике:
- введение, включающее в том числе концепцию здоровья и болезни и терапевтические цели,
- техники интервенции,
- плоскости интервенции,
- эффективность и показания, а также
- объяснение эффективности для соответствующего подхода.
Исходя из истории предмета нам представляется невозможным обойтись без конкретных
описаний отдельных теоретических подходов, хотя будущее методов психологической интервенции,
скорее всего, связывается не с подходами различных школ, а с концепциями, которые укоренились в
психологии на исследовательской базе независимо от их происхождения. Тем не менее те, кто изучает
клиническую психологию, должны разбираться в применяемых сегодня методах и представлять себе
лежащие в их основе идеи.
В последние десятилетия были проведены эмпирические исследования процесса терапии и
воздействий всех этих форм терапии, хотя и в разном объеме. Мы исходим из того, что научное
развитие клинико-психологических методов в будущем будет сильнее ориентироваться на развитие
различных частных областей психологии, чем на отдельные исторические авторитеты. Поскольку еще
не для всех расстройств у нас имеется достаточное количество данных, мы можем в настоящее время
только в ограниченной мере использовать строгую дифференцированную модель показаний (ср. главы 3
и 4) и имеем следствием то, что психотерапевты стоят перед совершенно особыми научными и
практическими задачами. Мы полагаем, что необходимо более тесно связывать психотерапию с
фундаментальными науками (см. главу 19), если мы хотим, чтобы она все далее развивалась и получала
все более веское научное обоснование.
11. Литература
Antaki, Ch. & Brewin, Ch. (1982). Attributions and psychological change. London: Academic Press.
Ambuhl, H. & Grawe, K. (1988). Die Wirkungen von Psychotherapie als Ergebnisse der
Wechselwirkung zwischen therapeutischem Angebot und Aufnahmebereitschaft der Klient/inn/en. Zeitschrift
fur Klinische Psychologie, Psychopathologie und Psychotherapie, 36, 308-327.
Hosted by uCoz