Navigation bar
  Print document Start Previous page
 382 of 947 
Next page End  

изменяет его переживания и поведение.
Бессознательное повторение старых паттернов отношений и нежелание отказаться от них часто
служит защитой от болезненных, мучительных или угрожающих аффектов, связанных, как правило, с
давними конфликтами. Следовательно, сопротивление можно понимать как бессознательную
активность в целях самозащиты, в ней отражаются решения, которые пациент нашел или приобрел в
ходе своего развития, чтобы защититься от подавляющего болезненного и угрожающего аффективного
опыта. «Эти интериоризированные схемы представляют собой субъективную переработку опыта
межличностных отношений и интеракций, а не „объективную реальность". Будучи компромиссным
образованием, они предназначены для защиты в том случае, когда определенные отношения связаны с
неприятными аффектами или страхами» (Arbeitskreis Operationalisierte Psychodynamische Diagnostik,
1996). Так как цель терапии — отказ пациента от этих решений или же их модификация, которые, со
своей стороны, вызывают страдание, но они же служат и самозащите, то неудивительно, что пациент в
терапевтических отношениях, при всей мотивации к изменению, сопротивляется их обнаружению.
Также и перенос может служить тому, чтобы не вспоминать о травматических переживаниях, а значит,
в первую очередь о связанных с ними эмоциях и фантазиях (или когнициях или мысленных
содержаниях). Таким образом, в аналитической терапии анализ переноса идет рука об руку с анализом
сопротивления эмоциональным воспоминаниям о прежних страданиях, страхе и ненависти.
В этой более новой технической концепции иначе понимается и интерпретация. По
первоначальной концепции Фрейда, она должна помочь пациенту переживать новый эмоциональный
опыт в соответствии с инсайтом, приобретенным благодаря интерпретации отношений к аналитику и
внеаналитических взаимоотношений. В современном же психоанализе этот следственный ряд в
некотором роде переворачивается: исходной точкой является новый эмоциональный опыт, полученный
во время встреч с аналитиком, и он-то и делает возможными интерпретацию и инсайт.
При этой концепции нового эмоционального опыта, полученного во время встреч с аналитиком,
технику определяет различная глубина регрессии. Иными словами, пациенту дается возможность
повторного эмоционального переживания ранних, часто инфантильно-зависимых способов поведения,
желаний и форм отношений, а также связанных с ними чувств. И то и другое развивается в
терапевтических отношениях с аналитиком и к аналитику, и в этой терапевтической регрессии делается
попытка воспроизвести произошедший крах отношений, как правило, отношений мать—ребенок. В
частности, Кернберг (Kernberg, 1978) в этой связи замечает, что он работает исключительно «здесь» и
«теперь», что путем интерпретации невозможно реконструировать детский опыт и чувства и что своей
техникой интерпретации эмоциональной терапевтической ситуации он создает некую новую
действительность. Регрессии благоприятствует типичное для аналитической психотерапии молчание
аналитика, его отказ отвечать на вопросы, выполнять желания пациента. «Главным признаком этих
техник является, таким образом, осуществление, иными словами манипуляционное достижение,
корригирующего эмоционального опыта одного в терапевтических отношениях двух людей»
(Cremerius, 1979). Результаты более нового исследования процесса психотерапии подтверждают особое
каузальное значение терапевтического альянса (Luborsky, 1976) между пациентом и психотерапевтом
для успеха терапии, на базе этого альянса только и становится возможен желаемый корригирующий
эмоциональный опыт. Интересно, что эта оказывающая воздействие взаимосвязь эффективна и в других
психотерапевтических методах (ср. Henry, Strupp, Schacht & Gaston, 1994), и даже в таких, которые не
занимаются систематическим осмыслением терапевтических отношений ни в теории, ни в
терапевтической практике. На этом фоне особенное значение приобретают профессиональная
компетентность и психотерапевтический опыт психотерапевта, тем более психотерапевта
психоаналитической ориентации, и на это ссылается Кехеле (Kachele, 1992), когда отстаивает
необходимость «увеличения когнитивного руководства, т. е. супервизии, и приобретения более
значительного опыта».
2.3. Метод свободных ассоциаций — основное правило психоанализа
Специфика психоаналитических методов обнаруживается уже в свободном ассоциировании и в
основном правиле, согласно которому пациент может (и должен) сообщать психотерапевту все мысли и
чувства, которые осознаются им в ходе лечения. («Попробуйте говорить все, что вами движет, все, что
вы чувствуете и думаете, это облегчит терапию»; Thoma
& Kachele, 1988). Эти рекомендации даются
пациенту на том основании, что, как показывает опыт, такого рода ассоциации указывают на
представления и фантазии, установки и ожидания пациента, которые он без интерпретации
Hosted by uCoz