Navigation bar
  Print document Start Previous page
 384 of 947 
Next page End  

работ (психоаналитическая краткосрочная терапия; Piper et al., 1993) делается вывод, что «влияние
психотерапевтической техники можно понять только при одновременном учете переменных пациента и
переменных терапевтических отношений». В этой работе подтверждается сильное влияние
интерпретаций переноса на терапевтический успех, как негативное, так и позитивное, смотря по тому,
способны ли были пациенты к стабильным объектным отношениям.
3. Варианты интервенции
3.1. Медиаторный подход
Примером классического лечения с помощью медиаторного подхода, когда значимый другой
выступает в роли посредника между пациентом и психотерапевтом, пожалуй, можно считать случай
маленького Ганса, опубликованный Фрейдом в 1909 г. Маленький Ганс отказывался выходить на улицу,
потому что боялся, что его укусит лошадь. В ходе анализа — роль аналитика была передоверена отцу —
выявилось, что боязнь лошадей можно понять на фоне эдипова комплекса: маленький Ганс перенес на
лошадь свой эдиповский страх перед отцом. Сам Фрейд оставался при лечении совершенно в стороне,
он лечил маленького Ганса как бы косвенно, давая указания отцу и получая его доклады о
соответствующих интервенциях.
Косвенное лечение детей, при котором родители были партнерами психотерапевта, или «ко-
психотерапевтами», продолжало развиваться (ср. Burlingham &
A. Freud, 1953), в том числе и другими
терапевтическими направлениями (Innerhofer & Warnke, 1978). А в психоаналитической семейной
терапии (ср. Richter, Strotzka & Willi, 1976) интервенции проводятся иногда с кем-то из членов семьи с
целью воздействовать на инсайт другого члена семьи и изменить его аффективное переживание.
Правда, при семейной терапии ввиду динамики внутрисемейных отношений это уже не называют
медиаторным лечением.
Еще одной формой медиаторного подхода можно считать балинтовские группы,
где процесс
групповой динамики используется для того, чтобы член группы сумел лучше понять сложные или
конфликтные взаимоотношения и взаимодействия с трудным пациентом, о котором он рассказал
группе. Все, что происходит между психотерапевтом и пациентом и понимается как результат
взаимодействия переноса и контрпереноса, наглядно проявляется в процессе групповой динамики, и
если распознать и правильно интерпретировать это, то можно способствовать разрешению диадного
конфликта.
3.2. Групповая терапия
Как и в аналитической индивидуальной психотерапии, так и в аналитической групповой терапии
решающим динамическим фактором является перенос. Но если в аналитической индивидуальной
терапии перенос направлен исключительно на психотерапевта, то в групповой ситуации он касается и
других членов группы или всей группы как таковой. Соответственно и контрперенос в группе
формируется не в рамках отношений двух лиц, а относится к тем чувствам и установкам, которые
психотерапевт наблюдает сам на себе или на других пациентах и которые следует понимать как реакции
на предложенный перенос. Цель аналитической групповой терапии состоит также в том, чтобы сделать
осознанными бессознательные желания, представления, фантазии, дать возможность вникнуть в
бессознательные мотивы и тем самым помочь пациенту найти более сообразный с реальностью образ
действий. При этом интерпретация, анализ сопротивления, проработка и т. д. соответствуют таковым в
индивидуальной терапии.
Как и в аналитической индивидуальной терапии, групповая ситуация должна при этом дать
возможность отдельному пациенту пережить новый эмоциональный опыт за счет того, что он в
результате интерпретации, данной аналитиком, осознает бессознательные до этого мотивы и фантазии.
Если в индивидуальной терапии на первом месте стоит эмоциональный опыт в связи с аналитиком, то в
группе новый эмоциональный опыт приобретается как опыт члена группы, члена какой-то подгруппы
или как отдельного лица относительно группы. Примером исследований в этой области может служить
работа Денеке (Deneke, 1982), который исследовал терапевтический процесс и терапевтический успех
аналитической групповой психотерапии, пользуясь эмпирическими психологическими методами (ср.
прим. 22.2.1).
Hosted by uCoz