Navigation bar
  Print document Start Previous page
 392 of 947 
Next page End  

1970), стоят терапевтические отношения, для которых характерны определенные свойства,
способствующие изменениям: принятие, открытость и эмпатическое понимание. Цель терапевтических
интервенций —
предложить клиентам соответствующие отношения,
которые тот сумеет принять и
ответить на них. На этой основе строится терапевтический процесс, в результате которого становятся
возможны изменения в психической структуре, а также в переживании и поведении клиента. При этом
терапевтическим изменениям благоприятствуют специфические, ориентированные на переработку
интервенции, например углубление переживания, экспликация значений или конфронтация, в том виде
как они предлагаются в более новых подходах.
Как лечебный подход разговорная терапия уже давно получила широкое распространение и
сегодня принадлежит к наиболее часто применяемым во всем мире методам психологической
интервенции. Ее называют еще «non-directive psychotherapy», «client-centered therapy», соответственно
«недирективная», «клиенто-центрированная» или «центрированная на индивиде разговорная
психотерапия», причем наиболее употребимо понятие разговорная психотерапия (Gesprachstherapie).
Более новые формы называются также разговорной психотерапией, ориентированной на процесс или на
цель.
2. Цели терапии и модель расстройства
Цели терапии можно охарактеризовать, опираясь на модель расстройства по Роджерсу (Rogers,
1959), следующим образом. Я-концепция охватывает важные стабильные представления индивида о
самом себе (например, «Я — неудачник»). Она возникает из опыта человека в отношении самого себя и
из определяющих самооценку взаимодействий с другими, значимыми лицами (родителями, учителями,
сослуживцами и т. д.) и образует внутренние относительные рамки для нового опыта. Такое состояние,
когда значимый (новый) опыт не может быть интегрирован в Я-концепцию, описывается понятием
неконгруэнтности.
При этом возникают негативные эмоциональные состояния — диффузный страх,
угроза или напряжение. Психические процессы и дальнейшее развитие индивида могут быть
блокированы.
Соответственно психические расстройства заключаются в негативных способах переживания и
поведения вследствие искаженной или отсутствующей символизации опыта. Дисфункциональная Я-
концепция по причине своей ригидности препятствует сознанию в получении этого опыта. И наоборот,
индивид с функциональной Я-концепцией бесстрашно предпринимает новый опыт и перерабатывает
его. Роджерс (Rogers, 1961) говорит о «fully functioning person» («полностью функционирующая
личность») — личности, принципиально гибкой и открытой для всякого опыта (который может, хотя и
не обязан, быть осознанным), способной полноценно общаться и накапливать жизненный опыт.
Следовательно, главная цель терапии — это снижение неконгруэнтности путем
реструктурирования Я-концепции при повышении самопринятия и самоактуализации. Предпосылками
для этого являются вызываемые у клиента в результате терапии самоэксплорация и «Experiencing»,
открытый и осознанный опыт собственно аффективных компонентов эмоции и значений. Все это и есть
цели, которых психотерапевт и клиент добиваются в конкретном терапевтическом процессе.
Основной терапевтический постулат требует, чтобы отношения психотерапевтклиент
отличались безусловным принятием, признанием личностной ценности, искренностью, эмпатическим
пониманием переживаний пациента в его индивидуальных (нарушенных) рамках. Эти терапевтические
цели по данной концепции значимы для всех лиц независимо от конкретного психического
расстройства.
В последнее время эта концепция получила дальнейшее развитие и содержит теперь также
специфические для расстройства гипотезы (например, Speierer, 1994; Swildens,
1991; Schmidtchen,
Speierer & Linster, 1995). В дифференцированной модели неконгруэнтности (Speierer, 1994)
неконгруэнтность понимается как несовместимость релевантных для личности составляющих опыта с
Я-концепцией, в которой различают ранние составляющие Я (в смысле так называемой системы
организменной оценки), интроекцию ценностей (связанную с дефицитом безусловного принятия, ср.
Rogers, 1959) и, наконец, конструкты жизненного опыта и образа жизни. Все эти составляющие,
которым противоречит актуальный опыт личности, определяют потенциал неконгруэнтности.
С одной стороны, неконгруэнтность возникает в результате определенного социально-
коммуникативного опыта (например, ранний дефицит безусловного принятия со стороны значимых
других, как в первоначальной концепции Роджерса). С другой стороны, она может быть обусловлена
био- или нейропсихологическими диспозициями (например, при определенных формах психотических
Hosted by uCoz