Navigation bar
  Print document Start Previous page
 393 of 947 
Next page End  

расстройств) либо экзогенными факторами (например, при злоупотреблении алкоголем,
психоактивными веществами, медикаментами). Еще одна группа причин — критические жизненные
события (например, угроза психической или физической целостности). Неконгруэнтность может
переживаться конфликтно (например, при интернальных конфликтах) или бесконфликтно, как при
критических жизненных событиях.
Добавим, что люди различаются по своей базовой потребности в конгруэнтности, так же как и по
способности восстанавливать конгруэнтность. Поскольку все время приходится перерабатывать новый
и тяжелый опыт, можно предположить, что и психически здоровые лица — по меньшей мере временно
— переживают неконгруэнтность; однако они располагают некоторой толерантностью к
неконгруэнтности, а также стратегиями для преодоления неконгруэнтности. Степень толерантности к
неконгруэнтности и формы ее преодоления или переработки тоже специфичны для конкретного
расстройства.
Основываясь на этом, в дифференцированной модели неконгруэнтности можно выделить три
группы психических расстройств по МКБ-10.
1) Расстройства без переживания неконгруэнтности: у этих пациентов расстройство уживается
с их Я-концепцией, например при каком-то поведенческом расстройстве или расстройстве привычек и
влечений (МКБ-10 F63) больше страдают близкие пациента, а не он сам. Сюда же можно отнести такие
расстройства, симптомы которых ускользают от восприятия (например, не замечаемые явления
выпадения при болезни Альцгеймера), снижение интеллекта или восприятия и отсутствие осознания
болезни.
2 ) Расстройства с компенсированным переживанием неконгруэнтности:
хотя здесь имеются
симптомы вследствие неконгруэнтности, но они не переживаются как угрожающие, потому что есть
достаточная толерантность к неконгруэнтности или преодоление неконгруэнтности; например, человек
имеет компенсированное тревожное расстройство, скажем простую фобию, которая вполне уживается с
Я-концепцией.
3) Расстройства с декомпенсированным переживанием неконгруэнтности: человек, по крайней
мере иногда, замечает, что он неконгруэнтен, и имеет мотивацию к изменению. Сюда относятся многие
случаи дистимического депрессивного расстройства (МКБ-10 F34.1), некоторые расстройства из группы
фобических, тревожных, навязчивых, стрессовых расстройств, нарушений адаптации, диссоциативных
расстройств и соматоформных расстройств (МКБ-10 F4). Сюда же можно отнести психические факторы
влияния соматических заболеваний (МКБ-10 F54).
Разговорная психотерапия показана в первую очередь для третьей группы расстройств с
декомпенсированным переживанием неконгруэнтности (см. ниже эффективность и показания).
3. Техники интервенции
В разговорной терапии существуют два крупных направления, заложенных уже самим
Роджерсом: философско-антропологический подход и эмпирический подход, ориентированный на
научную психологию и стремящийся с использованием научных методов к обоснованию и проверке
продуктивности концепции интервенции, а также к дифференцированию терапевтического инвентаря.
Предлагаемое описание базируется на эмпирико-научном подходе. Фламмер (Flammer, 1997) недавно
представил вводные замечания по психологическим аспектам беседы вообще.
Интервенции в разговорной терапии классифицируются по их основной ориентации: они могут
быть ориентированы на отношения или на переработку (задачи).
3.1. Интервенции, ориентированные на отношения: базисные переменные
Роджерс (Rogers, 1959) сформулировал «необходимые и достаточные условия» терапевтических
отношений: (1) два лица — клиент и психотерапевт — вступают друг с другом в отношения. (2) Клиент
находится в разладе с самим собой, он раним, тревожен («неконгруэнтен»). (3) Психотерапевт,
напротив, в состоянии представить себе свое переживание в целом в отношениях с клиентом и быть
«конгруэнтным» или «подлинным». (4) Психотерапевт позитивно относится к клиенту без
предварительных условий («не зависящее от условий принятие»). (5) Психотерапевт, далее, способен
вчувствоваться в клиента, понять его и сообщить ему понятое («эмпатия»). (6) И наконец, клиент может
воспринять предложенные отношения — по меньшей мере сначала — и пойти на них.
Как неоднократно было показано, в каждом отдельном случае эти условия не являются ни
Hosted by uCoz