Navigation bar
  Print document Start Previous page
 395 of 947 
Next page End  

и все такое.
Т. 2: И нечто подобное вам часто приходится выслушивать от матери?
Кл. 3: Да, я слышу это постоянно. И при этом вопрос о том, как, собственно, мои дела, о том, что
я действительно хочу, вообще не встает.
Т. 3: Вы очень страдаете оттого, что мать не волнуют ваши потребности?
Кл. 4: Да, я все надеюсь, что она отреагирует как-то иначе. И каждый раз бываю разочарована,
когда она опять принимается со всякой ерундой...
Т. 4: Бываете разочарованы?
Кл. 5: Да. С другой стороны, говорю я себе, может быть, и я от нее слишком многого требую. У
нее самой хлопот по горло, и мне бы вообще не надо раздражаться на нее, в конце концов она больная
женщина.
Т. 5: Да. Но это никак не получается — не раздражаться. Что происходит в вас, когда ваша мать
заботится совершенно не о том, что волнует вас?
Кл. 6: У меня жутко портится настроение. Каждый раз я готова выйти из себя. И я злюсь, не
разговариваю с ней или просто выхожу.
(...)
---
Чтобы можно было регистрировать, исследовать и тренировать базисные переменные, в течение
ряда лет составлялись различные оценочные шкалы (Truax, 1961; dt. Tausch, 1973; Carkhuff, 1969; dt.
Eckert, 1974 и Schwartz, 1975), и в общем и целом они довольно хорошо себя оправдали. Не так давно
была предложена шкала для оценки содержания высказывания (Sachse, 1992). С помощью этих шкал и
после соответствующего тренинга наблюдатели и консультанты могут достигнуть достаточной степени
единогласия.
Эмпирические исследования говорят о том, что конструктивные изменения у клиента более
вероятны, если психотерапевт в высокой мере реализует все три базисные переменные (например,
Tausch, 1973). Осуществление конгруэнтности, положительного принятия и эмпатии благоприятствует
самоэксплорации клиента, которая со своей стороны вызывает конструктивные изменения, и в
частности уменьшение неконгруэнтности.
Переменная клиента «самоэксплорация» это комплексный процесс и признак. Согласно
Шварцу (Schwarz, 1975; Biermann-Ratjen, Eckert & Schwarz, 1995), она включает интенсивность
взаимодействия с самим собой, эмоциональную близость к собственному переживанию при его
описании и позицию по отношению к этим чувствам (отвергающую или принимающую). Саксе (Sachse,
1992) предлагает заменить самоэксплорацию на концепцию способа переработки, который описывает
«глубину» переработки клиента. Этому противопоставляется аналогичная концепция, относящаяся к
психотерапевту: переработка, предложенная психотерапевтом. Для регистрации способа переработки
клиента и переработки, предложенной психотерапевтом, существуют аналогичные оценочные шкалы
(см. далее «Истолкование»).
Другие переменные психотерапевта. Помимо вышесказанного, проводились эмпирические
исследования ряда других переменных или техник в качестве факторов влияния успешной разговорной
психотерапии. Активность (например, Minsel, Langer, Peters & Tausch, 1973), внутреннее участие
(Schwartz, Eckert, Babel & Langer, 1978) или самораскрытие и личная вовлеченность (Truax, Fine,
Moravec & Willis, 1968) — вот некоторые частные аспекты формирования отношений со стороны
психотерапевта. И напротив, конкретизация (Truax & Carkhuff, 1964), спецификация (например, Minsel,
1974) и обобщение,
или оценивание (Schwarz, 1975), высказываний клиента (все это со стороны
психотерапевта) представляют собой специфические аспекты переработки содержаний. Их можно
понимать как расширение эмпатического ответа, особенно это касается вербализации содержаний
эмоционального переживания. Под влиянием когнитивных объяснительных подходов предметом
дискуссии стали также дифференциация и интеграция эмоционально значимого содержания (например,
Wexler, 1974; Reicherts & Wittig, 1984).
Эти техники операционализированы через соответствующие переменные (так называемый
«подход переменных»), например степень самораскрытия психотерапевта или степень конкретности
высказывания психотерапевта на отдельных этапах беседы.
3.2. Интервенции, ориентированные на переработку или задачи
Hosted by uCoz