Navigation bar
  Print document Start Previous page
 397 of 947 
Next page End  

психотерапевтом пути переработки могут повлиять на последующие высказывания клиента, придав им
как дополнительную «глубину», так и «поверхностность» (Sachse, 1992).
Интерпретирующие интервенции в целом можно рассматривать как расширенное эмпатическое
понимание. Если экспликацию значений понимать, следуя Саксе (Sachse, 1992, 1996), как некий
(многомерный) континуум, то экспликацией значений могут быть разные терапевтические
высказывания на разном уровне переработки. Терапия будет более успешной, если очередная
интерпретация, предлагаемая психотерапевтом, в какой-то мере поднимается над предшествующим
уровнем экспликации, которого придерживается клиент.
-
Конфронтация означает, что психотерапевт делает высказывания, которые отличаются от
актуального представления клиента о самом себе и указывают ему на несоответствия (ср. Bommert,
1987; Anderson, 1969). Это могут быть расхождения между актуальными и более ранними
высказываниями клиента либо между его вербальным и невербальным, или паравербальным,
поведением (например, клиент бесстрастно рассказывает о какой-то серьезной угрозе). Предметом
конфронтации могут быть и расхождения взглядов психотерапевта и клиента или несоответствия между
идеальным и реальным образом Я клиента. Обзор различных форм конфронтации можно найти у
Tscheulin, 1990, 1992.
Цель конфронтации — направить внимание клиента на те феномены, которые ему (пока) не
ясны, и подвергнуть эти феномены переработке. Конфронтация может при этом углублять
переживание, иметь дидактическую функцию или поощрять (например, Sachse, 1996).
Конфронтация предполагает наличие хорошо функционирующих отношений психотерапевт—
клиент. В некоторых исследованиях (например, Anderson, 1969) было показано, что конфронтация
благоприятствовала самоэксплорации клиента в том случае, если были сильно выражены три базисные
переменные, в противном же случае конфронтация имела редуцирующий эффект. Психотерапевты с
высоким уровнем базисных переменных чаще прибегают к конфронтации и при этом конфронтируют
клиентов скорее с их возможностями, нежели с их слабостями.
Чойлин (Tscheulin, 1992) вскрывает значение такого признака клиента, как внимание к самому
себе: у клиентов, «ориентированных на действие», конфронтация более успешна, а клиентам,
«ориентированным на себя», бОльшую пользу приносит не конфронтирующее поведение
психотерапевта.
-
Фокусировка. Эта техника интервенции в последние годы вновь приобрела значение.
Первоначально она была предложена Гендлином (Gendlin, 1981). Фокусировка сильнее, чем
эмпатическое понимание, акцентирует гибкое слежение и углубление эмоциональных аспектов
переживания, прозвучавших из уст клиента. Фокусировка, исходя из конкретной проблемы или
содержания, активно направляет внимание клиента на его актуальные внутренние состояния, которые
проявляются в диффузных эмоциях и телесных ощущениях. Клиенту предлагают сконцентрироваться
на имеющемся у него диффузном (телесном) ощущении, так называемом прочувствованном значении
(«felt sense»). Совершив несколько пошаговых действий, он должен попытаться символизировать это
чувство, т. е. ясно назвать до этого лишь прочувствованное значение. После того как сделана адекватная
символизация, диффузное чувство либо меняется, либо исчезает.
Как показывают последние исследования (например, Sachse, Atrops, Wilke & Maus, 1992), первая
попытка фокусировки обещает успех (т. е. удается адекватная символизация) прежде всего в том
случае, если клиент уже в предыдущем терапевтическом сеансе был способен реализовать высокую
степень самоэксплорации, и особенно фиксировать свое внимание на эмоциональном и телесном
переживании.
-
Задавать вопросы в «классической» разговорной психотерапии считалось предосудительным;
вопросы во всех случаях формулировались косвенно. Тем не менее вопросы представляют собой
элементарную форму интервенции (Sachse, 1996), функция которой, с одной стороны, — предоставить
психотерапевту необходимый информационный базис (вопросы с целью получения информации и
достижения понимания) или подвести клиента к наглядному описанию какой-то ситуации, чувства и т.
д. (конкретизирующие вопросы). С другой стороны, вопросы должны побудить клиента к более
углубленной переработке, например помочь перейти от безучастного сообщения к описанию того, что
имеет личностное значение (углубляющие вопросы). При этом следует твердо убедиться, что исходный
пункт вопроса (имплицитные предпосылки и интендированная функция) соответствует истине, — для
этого психотерапевт может, например, предпослать своему вопросу какое-то эмпатическое
высказывание, которое клиент подтверждает. Этот принцип называется «сначала понимание, потом
углубление».
Hosted by uCoz