Navigation bar
  Print document Start Previous page
 401 of 947 
Next page End  

расстройства, изменений в других сферах жизни, во взаимодействии с самим собой, кроме того,
некоторые собственные оценки касательно группового процесса (например, собственная открытость,
готовность к научению, доверие к группе); далее оценки руководителя группы/психотерапевта
относительно базисных переменных — эмпатии, теплоты и подлинности.
Результаты
Участники групповой терапии оценивают степень общего улучшения через 6 недель после
окончания заметно выше, чем контрольная группа за тот же промежуток времени (70% членов
терапевтической группы описывают свое состояние как «улучшение», против 29% из ожидающей
группы). Похожая ситуация в том, что касается отдельных сфер жизни (например, партнерство,
сексуальная жизнь, дети, профессия/работа, участие в социальной и политической жизни), во
взаимодействии с самим собой и другими, в психосоматических нарушениях и в потреблении
препаратов (регистрируется опросниками). Кроме того, в специфических для разговорной терапии
тестовых шкалах выявились некоторые различия в пользу терапевтической группы. Клиенты с явным
улучшением оценивают себя после бесед более положительно, чем клиенты с меньшим улучшением
(например, говорят, что они более открыты, принимают более эмоциональное участие, скорее готовы
научиться чему-то от других участников, испытывают больше доверия к группе). Руководитель
группы/психотерапевт также более благоприятно оценивает клиентов с явным улучшением. В
дополнительном обследовании через год 72% свидетельствуют об улучшении своего состояния, и из
них гораздо больше клиентов, чем после окончания терапии, говорят о «явном улучшении». Ухудшение
отмечают 5%. К похожим результатам привел и рейтинг, проведенный экспертами.
Проблемный момент в этом исследовании — то, что терапевтическое поведение руководителей
оценивалось лишь косвенно, членами группы; анализ поведения психотерапевтов и процесса беседы,
основанный на магнитофонных записях и с привлечением экспертов со стороны, не предпринимался.
Поэтому имеются лишь приблизительные суждения о терапевтическом процессе.
---
К последнему времени относятся два метаанализа,
в которых обобщается ряд исследований с
целью получения более общих и количественных оценок эффективности. Метаанализ Граве, Донати и
Бернауэра (Grawe, Donati & Bernauer, 1994) охватывает всего 35 исследований эффективности
разговорной психотерапии, в которой приняли участие примерно 2400 лиц (до 1983/1984); эти
исследования удовлетворяют критериям клинической релевантности и методического качества.
Сравнив пре- и пострезультаты и терапевтические группы с контрольными, авторы приходят к выводу
(S. 134), что эффективность разговорной психотерапии можно считать убедительно доказанной;
особенно показательны широкий спектр расстройств и относительно короткая продолжительность
лечения (чаще всего менее 20 часов). По сравнению со многими другими формами лечения,
исследования этого воздействия представлены в большом количестве и качественны с методической
точки зрения.
При непосредственном сравнении разговорной терапии с другими видами терапии ситуация
выглядит не столь приглядно: в шести работах, где разговорно-терапевтические формы лечения
напрямую сравнивались с другими формами терапии, первые были менее действенны, чем методы
поведенческой терапии, и обнаружили примерно одинаковую эффективность с психоаналитическим
лечением.
Эти результаты можно опротестовать с той точки зрения (например, Eckert, 1995; Biermann-
Ratjen et al., 1995), что длительность терапии, взятая из использованных работ (чаще всего менее 20
часов), не была репрезентативной, так как она слишком коротка для разговорной психотерапии. Кроме
того, поскольку разговорная психотерапия является неспецифическим в плане симптомов методом, не
стоит забывать о тех позитивных эффектах, которые обнаруживаются лишь спустя долгое время после
окончания терапии. И наконец, нельзя не пожалеть об отсутствии адекватной оценки, что невыгодно
сказывается на оценке разговорной психотерапии, так как ее первоочередная цель — структурные
изменения, а не влияние на симптомы.
Метаанализ, который провели Гринберг, Эллиот и Лейтаер (Greenberg, Elliott & Laitaer, 1994),
охватывает всего 37 работ, из которых 13 посвящены «классической» разговорной психотерапии
(«client-centered therapy»). Работы были опубликованы между 1978 и 1992 гг., а значит, почти не
пересекаются с исследованиями, проанализированными Граве и др., в основе которых к тому же лежат
более строгие критерии отбора.
Здесь мы представим собственный анализ исследований, посвященных разговорной
Hosted by uCoz