Navigation bar
  Print document Start Previous page
 402 of 947 
Next page End  

психотерапии. На основании 13 исследований, в которых разговорная психотерапия применялась всего
к 785 лицам (преимущественно с невротическими расстройствами), можно сказать, что по окончании
терапии обнаруживаются довольно отчетливые позитивные изменения. В исследованиях, где помимо
пост-измерений были сделаны дополнительные катамнестические измерения, величины эффекта со
временем нарастают, т. е. улучшения продолжаются и после окончания лечения. Сравнение с не
получившими лечение пациентами (восемь исследований) тоже довольно явно свидетельствует о
терапевтическом эффекте. Если основываться на семи работах, в которых разговорная терапия
напрямую сравнивается с другими, прежде всего когнитивно-поведенческими терапевтическими
формами, то первая несколько проигрывает в этом сравнении.
Работы, в которых исследовался «опытный» (experientielle) подход или подход «управления
процессом», показывают чуть более благоприятные эффекты, чем классическая разговорная
психотерапия. Но здесь речь не идет о прямых сравнительных исследованиях, и леченные расстройства
не совпадают с расстройствами, взятыми из исследований, посвященных исключительно разговорной
психотерапии, так что эти результаты можно оценить только как предварительные.
Что касается показаний к разговорной психотерапии, то здесь можно выделить три проблемы
(например, Minsel, 1975; Zielke, 1979; Biermann-Ratjen et al., 1995; ср. также Baumann, 1981):
(1) Показания для определенных расстройств в смысле диагностических категорий.
Согласно
эмпирическим исследованиям эффективности, разговорная психотерапия имеет в целом широкий
спектр действия.
Хотя авторы приведенных выше метаанализов придерживаются мнения, что при
нынешнем уровне исследований еще невозможно в достаточной мере эмпирически обосновать
специфические в плане расстройств показания или соответственно противопоказания (ср. Greenberg et
al., 1994; Grawe et al., 1994), тем не менее отметим следующие опорные точки показаний.
Разговорная психотерапия, по-видимому, особенно пригодна для амбулаторного лечения
«невротических» расстройств (депрессивные и тревожные расстройства), как в индивидуальной, так и в
групповой терапии. Равным образом подходит она для лечения межличностных проблем (нарушений
контактов, нарушений партнерских и семейных отношений), причем для изменений в сфере общения
между людьми благоприятны групповые формы. Разговорная терапия может применяться при лечении
алкогольной зависимости или шизофрении, а также в качестве сопровождающей терапии при
медикаментозном лечении. Реже она используется для лечения (некоторых) личностных расстройств.
Из дифференцированной модели неконгруэнтности (Speierer, 1994; ср. раздел 2) можно вывести
похожие указания на показания к разговорной психотерапии. В качестве лечения неконгруэнтности она
показана в первую очередь при расстройствах с декомпенсирующим переживанием неконгруэнтности,
т. е. при депрессивных расстройствах (без эндогенных компонентов), тревожных расстройствах,
диссоциативных расстройствах или психосоматических расстройствах. Если же налицо
компенсированное переживание неконгруэнтности, то вряд ли представляется целесообразным
декомпенсировать клиента лечением, чтобы потом лечить неконгруэнтность.
При других формах расстройств необходимо выяснять в каждом отдельном случае, существует
ли потребность в лечении и имеются ли предпосылки, т. е. мотивация к лечению и способность, для
разговорно-психотерапевтического лечения (см. признаки клиента).
(2) Показания, ориентированные на характеристики клиента,
влияющие на терапевтический
процесс. Вне зависимости от вида расстройства не всем клиентам разговорная психотерапия приносит
одинаковую пользу. Пациенты, которые к началу терапии понимают свои чувства, вербально и
аффективно восприимчивы и способны к самоэксплорации или к новому опыту, получают больше
пользы. Позитивно сказывается также их мотивация, особенно к прояснению переживаемой
неконгруэнтности (Sachse, 1992). Другие благоприятные исходные характеристики клиента — это, судя
по всему, социальная компетентность, мотивация к установлению связей с другими людьми и
самоутверждение (Grawe, Caspar & Ambuhl, 1990).
После соответствующей предварительной диагностики можно провести пробное лечение
разговорной терапией, чтобы выяснить, во-первых, есть ли предпосылки для лечения, и, во-вторых,
какие использовать интервенции: например, в течение одного сеанса проверяется чувствительность
клиента к предложенным отношениям и к определенным интервенциям, ориентированным на
переработку.
(3) Как уже упоминалось, показания связаны также с терапевтическим процессом.
Терапевтический процесс понимается как ряд небольших, последовательно выполняемых интервенций.
Следовательно, индикация означает выбор определенных терапевтических элементов для достижения
установленных краткосрочных процессуальных целей (ср. «process-tasks» по Greenberg
et al., 1994;
Hosted by uCoz