Navigation bar
  Print document Start Previous page
 403 of 947 
Next page End  

управляющая процессом, ориентированная на определенную цель разговорная психотерапия по Sachse,
1992). Для этого в самое последнее время были предложены новые эмпирические проверенные подходы
(см. раздел Интервенции, ориентированные на переработку).
6. Объяснение эффективности
Для того чтобы на основе психологических теорий объяснить, как именно воздействует
разговорная психотерапия, существует несколько моделей, которые в качестве отдельных средств
объяснения являются предметом обсуждения. Так как интервенция в разговорной психотерапии
комплексна, т. е. одновременно применяется несколько «средств», которые в исследовании нельзя
однозначно разделить, то приходится рассматривать комбинацию нескольких таких средств. Некоторые
подходы составлялись порой без достаточного эмпирического подтверждения. Ниже мы предлагаем
разобрать объяснения с точки зрения теории научения и когнитивного подхода.
6.1. Объяснительные модели теории научения
Объяснительные модели теории научения объясняют терапевтические изменения, наступающие
у клиентов, следующим образом (обзор ср. Bommert, 1987).
-
Вербальное подкрепление. Путем избирательного подкрепления можно изменять вербальное
поведение людей (Truax, 1966). Вербальное и невербальное подкрепление со стороны психотерапевта,
действующее как источник социального подкрепления, должно приводить к изменениям поведения
клиента (например, влияя на такой признак процесса, как самоэксплорация). Правда, самостоятельным
действующим фактором терапии вербальное обусловливание можно считать только в том случае, если
поведение клиента в терапевтической ситуации распространяется и на его поведение вне терапии, а его
вербальное поведение — на другие виды поведения. Специфический аспект вербального подкрепления
относится к так называемой аутокоммуникации: подкрепление позитивных высказываний относительно
самого себя изменяет внутренний диалог с самим собой (Tonnies, 1982; Tausch & Tausch, 1990).
-
Контробусловливание (ср. Систематическая десенсибилизация). Раздражители,
сопровождающиеся негативными чувствами, связываются с новыми, несовместимыми с ними
реакциями. С одной стороны, негативные чувства клиента (страх, ярость, вина) в разговорной
психотерапии обговариваются и переживаются, с другой стороны — тормозятся несовместимыми с
ними позитивными чувствами, которые возникают вследствие принятия и эмпатического понимания,
проявляемого психотерапевтом. В отличие от систематической десенсибилизации в поведенческой
терапии — откуда и происходит эта объяснительная модель (Wolpe, 1958), — здесь скорее надо бы
говорить о несистематической десенсибилизации.
Проблема, возникающая при использовании этих двух объяснительных подходов, заключается в
том (ср. Bommert, 1987), что, следуя принципу вербального подкрепления, психотерапевт должен бы
останавливаться только на позитивных высказываниях клиента, в то время как, согласно принципу
контробусловливания, ему приходится иметь дело и с позитивными, и с негативными аффектами.
-
Дискриминативное научение. В разговорной психотерапии действует общий механизм
научения, присущий и другим моделям научения, — это подкрепление различения раздражителей
(например, Truax, 1966). Сюда относится также разъединение смешанного содержания переживания и
значения. Правда, все это как основное условие когнитивного научения можно причислить и к
дифференциации (и дискриминации) когнитивного объяснительного подхода.
-
Модели конфликтов. Другие авторы, например Мартин (Martin, 1975), Перре (Perrez, 1975) или
Грундвальд (Grundwald, 1976), ориентируясь на теорию конфликтов Долларда и Миллера (Dollard &
Miller, 1950), пытались объяснить основное расстройство и терапевтический агент, используя модели
конфликтов. В центре находится конфликт приближения—избегания: проблемное поведение
поддерживается потому, что редукция негативных аффектов, таких как страх/ тревога, посредством
избегания имеет сильный подкрепляющий эффект, и угрожающих раздражителей избегают так быстро,
что никакое переучивание просто не успевает произойти. Разговорная психотерапия занимается прежде
всего такими конфликтами, которые поддерживаются внутренними раздражителями в мышлении,
представлении или чувствах (Martin, 1975). Цель терапии — редукция конфликта, и этому
способствуют два параллельных процесса в терапевтической беседе: тенденция к приближению
повышается благодаря позитивному подкреплению (вербальное аффективное подкрепление — теплота,
понимание, принятие), а одновременно возникающая тревога снимается угашением, что означает
Hosted by uCoz