Navigation bar
  Print document Start Previous page
 404 of 947 
Next page End  

ослабление тенденции к избеганию. При этом успешный терапевтический процесс в конфликтной зоне
вблизи точки пересечения соответствующих градиентов приближения—избегания создает импульс в
направлении преодоления конфликта. Эти модели все еще довольно спекулятивны.
-
Научение по моделям. Согласно этому объяснительному подходу (вспомним здесь Bandura,
1969), психотерапевт выполняет функцию модели в нескольких отношениях: например, реализуя
эмпатическое понимание в отношении (1) выражения чувств, (2) того, как он решает проблемы, которые
(до сих пор) были представлены лишь фрагментарно или сопровождались сильными негативными
аффектами, и (3) спокойного, без излишнего напряжения обращения к личным проблемам.
Психотерапевт также демонстрирует на модели некоторые признаки формирования отношений и
эмоционального внимания к какому-то другому лицу, что может повысить способность и готовность
клиента к отношениям.
-
Самоэффективность. Далее процесс научения можно воспринимать с точки зрения
приобретения самоэффективности по Бандуре (Bandura, 1977) — решающего метапринципа многих
процессов терапевтического научения. В обращении со своими негативными чувствами и когнициями
(и с самим собой) клиент узнает, что он в состоянии справиться с ними, выдержать их и что сутью
изменений является он сам.
6.2. Когнитивные модели, или модели переработки информации
Векслер (Wexler, 1974) впервые предложил рассматривать терапевтический процесс как отчасти
перенесенный во внешнюю среду процесс переработки информации клиентом; при этом психотерапевт
ставит определенные условия и специфическим образом вмешивается в этот процесс, становясь неким
«surrogate information processor» («суррогатным информационным процессором): его эмпатический
ответ имеет функцию управления вниманием (некоторые значения подчеркиваются, а другие
пропускаются), организующую функцию (предложения по структурированию: точнее определить
значения или заново интегрировать их) и эвокативную функцию, благодаря которой выделяются
важные аспекты того, что подразумевается, и создаются благоприятные условия для самоактуализации
(здесь — как переработки информации). Эмпатический ответ психотерапевта предлагает иначе
репрезентировать ту структуру значений, над которой как раз работает клиент, — эта структура
дифференцируется дальше и/или интегрируется.
Таким путем клиент учится изменять свойственные ему дисфункциональные способы
переработки информации, причем новые или модифицированные структуры дают возможность для
более совершенной, менее искаженной символизации опыта (и самого себя). В этой связи Райхертс и
Паулс (Reicherts & Pauls, 1983) предложили метод регистрации признаков когнитивной структуры
переживания.
На той же основе строится и когнитивная модель научения (Toukmanian, 1990). Согласно этой
модели, главное в терапевтическом процессе — это то, что клиент научается модифицировать свою
структуру опыта и личностно значимых событий. Этому способствуют терапевтические интервенции,
ставящие перед клиентом определенные задачи по переработке информации.
К более новым когнитивным подходам можно отнести и модель процесса экспликации Саксе
(Sachse, 1992; Sachse, Atrops, Wilke & Maus, 1992), в которой разрабатывается сочетанное действие
когнитивных и аффективных процессов и их изменение посредством специфической интервенции,
например фокусировкой.
7. Литература
Axline, V. (1947). Play therapy. The inner
dynamics of
childhood. Boston: Houghton Mifflin (Dt.
Ausgabe (1972): Kinder-Spieltherapie im nicht-direktiven Verfahren. Munchen: Reinhardt).
Anderson (1969). Effects of confrontation by high- and low-functioning therapists an high- and
lowfunctioning clients. Journal of Counseling Psychology, 16, 299-302.
Auckenthaler, A. (1983). Klientenzentrierte Psychotherapie mit Paaren. Stuttgart: Kohlhammer.
Bandura, A. (1969). Principles of behavior modification. New York: Holt, Rinehart & Winston.
Bandura, A. (1977). Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change. Psychological
Review, 84, 191-215.
Barrett-Lennard, G. T. (1981). The empathy cycle: Refinement of a nuclear concept. Journal of
Counseling Psychology, 28, 91-100.
Hosted by uCoz