Navigation bar
  Print document Start Previous page
 408 of 947 
Next page End  

1. Введение
Единое определение понятия «поведенческая терапия» представляется затруднительным. Для
общепризнанной характеристики сошлемся на Франкса и Вильсона (Franks & Wilson, 1978):
«Поведенческая терапия изначально содержит в себе применение принципов, разработанных
экспериментальной и социальной психологией; она предназначена уменьшить человеческое страдание и
ограничение способности человека к действиям. Поведенческая терапия придает значение
систематической оценке эффективности применения таких принципов. Поведенческая терапия
включает в себя изменение окружающего мира и социального взаимодействия и в меньшем объеме —
непосредственное изменение соматических процессов за счет биологических механизмов. Главная цель
— формирование и совершенствование умений. Эти техники улучшают также самоконтроль» (Franks &
Wilson, 1978, S. 11).
Несмотря на свою недолгую историю (начало ее относится к 50-м гг.), значение поведенческой
терапии в рамках клинико-психологического подхода не вызывает сомнений как в том, что касается
системы обеспечения, так и в отношении исследования психотерапии и фундаментального
исследования.
Концепция психических расстройств, заложенная в основе поведенческой терапии, базируется на
том, что «нарушенное» или «отклоняющееся от нормы» поведение можно объяснить и изменить в
соответствии с теми же закономерностями, что и «нормальное» поведение. Поэтому при поведенческом
подходе все строится на так называемом «функциональном анализе», суть которого в том, чтобы
выдвинутые индивидом жалобы точно описать в виде психологических проблем (анализ проблемы) и
выяснить те основные условия,
изменение которых приведет к изменению проблемы. Поскольку
человеческое поведение — явление комплексное, то используется многоуровневый анализ, который
проводится с различных позиций — начиная с микроперспективы (индивидуально-психологический
подход) и вплоть до макроперспективы (затрагивающей определенные связи в сфере партнерства, семьи
и социальной сфере). Теоретическим ориентиром здесь является системная модель регуляции
человеческого поведения Канфера и Шеффта (Kanfer & Schefft, 1987, см. рис. 22.4.1).
Система саморегуляции охватывает в том числе стандарты, ожидания и механизмы когнитивной
переработки.
Обозначения: S —
ситуационные условия; R —
паттерн реакции индивида; C
— последствия
какого-то поведения.
Для каждого из этих элементов различаются следующие плоскости:
?
— внешние, или
окружающие, условия; ? — процессы и содержания переработки информации (например, когниции) и ?
— биологические, физиологические и генетические детерминанты.
Рис. 22.4.1. Системная модель регуляции человеческого поведения (Kanfer & Schefft, 1987)
Проблемное поведение R укладывается в пусковые условия S (ситуации) и управляющие
поведением последствия C. Действие стимулов модифицируется системой саморегуляции индивида;
под этим подразумеваются внутренние стандарты, ожидания, физиологические процессы и т. д. Тот
факт, что между плоскостями могут происходить взаимодействия, причем постоянно усиливающиеся,
отмечен в системной модели аспектом обратной связи или антиципации. Для всестороннего анализа
человеческих проблем этого, однако, недостаточно; необходимо, с одной стороны, принять в расчет
Hosted by uCoz