Navigation bar
  Print document Start Previous page
 414 of 947 
Next page End  

с раздражителем
Массированная конфронтация с
раздражителем
Имплозия
Наводнение
В смысле подхода самоконтроля и самоменеджмента (ср. Karoly & Kanfer, 1982; Kanfer,
Reinecker & Schmelzer, 1996) при проведении отдельных терапевтических стратегий соблюдают
правило, что терапия осуществляется ступенчато самим пациентом. То, что сам пациент берет на себя
пошаговый самоконтроль, имеет огромное значение как в этическом плане, так и с точки зрения чистой
эффективности и соотношения затрат—пользы (ср. Mahoney & Thoresen, 1974; Reinecker, 1978; Marks,
1987).
2.2. Техники контроля последствий
Управление проблемным поведением человека через последствия — предмет научных трудов,
относящихся главным образом к оперантной (инструментальной) традиции. Различные возможности
управления поведением через последствия и влияние на вероятность возникновения в будущем какого-
то поведения поясним на рис. 22.4.3.
Отношения между реакциями (поведением) и дальнейшими последствиями
Предоставление
Устранение
Позитивный (= приятный)
стимул С+
С+
позитивное подкрепление
Следствие: R^
?+
косвенное наказание
угашение
Следствие: Rv
Подкрепляющий
стимул
Аверсивный (=
неприятный) стимул С-
С-
прямое наказание
Следствие: Rv
?-
негативное подкрепление
Следствие: R^
Рис. 22.4.3. Схема основных стратегий контроля последствий (Reinecker, 1986, S. 46; Holland & Skinner,
1971, S. 245). R^
обозначает повышение вероятности наступления поведения того же оперантного
класса, Rv — снижение
Процессы контроля стимула и последствий состоят в тесном взаимодействии: их нельзя строго
разделить ни теоретически, ни экспериментально (ср. Kimble, 1961); да и в терапевтическом контексте
такое разделение невозможно или не имеет смысла. Выше, когда говорилось о контроле стимула, мы
уже кратко упоминали процесс негативного подкрепления, чтобы объяснить поддержание поведения
избегания: в преддверии аверсивной в каком-либо отношении ситуации (возбуждение, страх и т. д.)
покончить с этой ситуацией можно или уклонившись от нее (= бегство), или вообще отказавшись когда-
либо подвергаться такой ситуации с соответствующими раздражителями (= избегание). Покончить с
аверсивной ситуацией посредством избегания — значит действовать по принципу негативного
подкрепления. Все стратегии и способы поведения, которые приводят к снятию или ненаступлению
угрожающего аверсивного опыта, с течением времени проявляются все чаще. Техники, относящиеся к
контролю последствий,
называются преимущественно оперантными методами (ср. Karoly & Harris,
1986), или стратегиями ситуативного управления (ср. Tharp & Wetzel, 1975; Rimm & Masters, 1979). Под
ситуативным управлением при этом подразумевается, что последствия какого-то проблемного и
соответственно целевого поведения организуются таким образом, чтобы в результате частота целевого
поведения нарастала (например, через позитивное подкрепление), а проблемное поведение (например,
через оперантное угашение) становилось бы реже. Оперантные методы формирования поведения имеют
большое практическое значение (к примеру, формирование речевых навыков и навыков общения у
детей и взрослых с задержкой развития).
Постепенное формирование желаемого поведения связано главным образом с угашением
проблемного поведения, другими словами — позитивные последствия даются только для желательного
целевого поведения и не даются для нежелательного проблемного поведения (в отличие от того, как это
нередко бывает в естественных условиях). Часто применяется жетонная система (ср. Ayllon & Azrin,
1968).
Крайне ограниченным значением обладают, напротив, методы (прямого) наказания, с помощью
Hosted by uCoz