Navigation bar
  Print document Start Previous page
 415 of 947 
Next page End  

которых стремятся редуцировать частоту поведения: наказывающие и аверсивные методы (ср.
Reinecker, 1980, 1981) обусловливают целый ряд теоретических, эмпирических, и в первую очередь
этических, проблем, поэтому применение этих методов представляется легитимным лишь в
экстремальном случае. Аверсивные методы оправданны, скажем, у детей с задержкой умственного
развития, наносящих себе тяжелые повреждения и увечья; это менее решительные меры, чем фиксация
или успокоение седативными средствами в больших дозах, которые не позволяют сформироваться
адекватным способам поведения (ср. Barlow, 1978; Walters & Grusec, 1977). Правда, бросается в глаза,
что в современной практике поведенческих психотерапевтов методы аверсивного контроля поведения
(например, лишение подкрепления), пожалуй, применяются лишь в редких случаях; это, однако, отнюдь
не означает, что даже эти редкие случаи не нуждаются в строгой проверке.
Как и при использовании методов контроля стимула, при изменении поведения с помощью
контроля последствий предполагается некий континуум контроля со стороны и самоконтроля. Обычно
психотерапевт осуществляет контроль за поведением клиента в течение ограниченного времени, для
поддержания же терапевтического эффекта в высшей степени желательно, чтобы пациент сам управлял
последствиями своего поведения (ср. Goldstein & Kanfer, 1979). Примеры взаимодействия стороннего
контроля и самоконтроля — это так называемые договоры о поведении, когда поведение заключается в
строго определенные рамки, которые устанавливаются равноправными партнерами (ср. Schindler,
Hahlweg & Revenstorf, 1980).
2.3. Научение по моделям
Научение по моделям основано на том, что люди, наблюдая за поведением других людей (и за
последствиями этого поведения), усваивают это поведение или меняют паттерн собственного поведения
в направлении поведения модели (ср. Bandura, 1969). В отличие от других форм научения при научении
по моделям наблюдатель может довольно быстро научиться подражать и перенять даже очень сложные
способы поведения и действия.
В поведенческой терапии техники научения по моделям занимают промежуточное положение
между так называемыми классическими и так называемыми когнитивными методами, так как для
объяснения научения по моделям приходится затрагивать целый ряд разных процессов. Эти процессы
тоже являются предметом так называемой теории когнитивно-социального научения (ср. Bandura, 1977;
Bauer, 1979).
a) Процессы внимания. Прием информации наблюдателем — это активный избирательный
процесс, при котором внимание подвергается влиянию различных факторов (например, мотивационные
условия; признаки модели и взаимодействия с наблюдателем и т. д.).
b) Процессы запоминания. Наблюдаемым действиям обыкновенно не подражают тотчас же —
сначала необходим процесс накопления в форме образной или вербальной системы репрезентации.
Когнитивное накопление есть активный процесс: отдельные признаки модели при этом изменяются и
активно кодируются наблюдателем.
c)
Процессы репродукции. Наблюдаемое поведение невозможно репродуцировать, если
отсутствует психическая и физическая платформа к этому; именно комплексная (например, моторная)
активность обусловливает подготовку (иногда вообще лишь окончательное формирование) деталей
требуемых процессов репродукции.
d) Процессы мотивации. Мотивационные процессы являются своего рода общим условием
научения по моделям, без них научение по моделям происходить не может. К примеру, для выполнения
ранее наблюдаемого поведения крайне важно, чтобы до этого наблюдались или ожидались процессы
подкрепления.
Вот несколько примеров использования научения по моделям в поведенческой терапии. Для
приобретения сложных социальных способов поведения в тренинге адекватного социального поведения
используется научение по моделям на модели психотерапевта и членов группы (см. Ullrich de Muynck &
Ullrich, 1976; Hinsch & Pfingsten, 1983). Путем научения по моделям наиболее экономично
преодолеваются социальные фобии и формируется соответствующее интеракционное поведение.
Научение по моделям как одна из форм лечения применяется также при лечении фобий общего типа —
часто будучи компонентом какой-нибудь комплексной терапевтической программы (ср. Bauer, 1979). То
же можно сказать в отношении формирования социальных способов поведения у агрессивных или
заторможенных детей (ср. Petermann & Petermann, 1991, 1995), да и лечения детей вообще: научение по
моделям очень помогает при формировании целевого поведения, так как чисто вербальные методы
Hosted by uCoz