Navigation bar
  Print document Start Previous page
 416 of 947 
Next page End  

нередко сопряжены с трудностями. Эти достоинства научения по моделям, в частности, использовал
Голдстейн (Goldstein, 1973), чтобы оказать существенную терапевтическую помощь пациентам из
низших социальных слоев, работая в адекватной для них плоскости конкретных действий.
Обзор различных способов научения по моделям в рамках поведенческой терапии можно найти у
Перри и Фурукавы (Perry & Furukawa, 1986). Проводя терапию, нельзя упускать из виду, что в глазах
пациентов психотерапевт во всех отношениях обладает функцией модели, как уже говорилось в главе
6.1; это обстоятельство приводит к необходимости эмпирических и этических связей в области
образования, собственного опыта и супервизии для поведенческих психотерапевтов.
2.4. Когнитивные методы
Развитие различных «когнитивных методов» в поведенческой терапии означает, в частности,
признание того факта, что, занимаясь человеческими проблемами (психическими расстройствами),
приходится различать несколько плоскостей;
это различение отчасти происходит из более старых
психологических подходов.
В поведенческой терапии чаще всего предлагается дифференциация плоскостей на когнитивно-
вербальную, физиологически-соматическую и поведенческую (ср. Lang, 1971). Психические
расстройства обыкновенно обнаруживаются в разных сферах функционирования, поэтому при анализе
и интерпретации необходимо учитывать и разные плоскости.
Когнитивным стратегиям интервенции уделяется внимание — и имплицитно, и в практике
поведенческой терапии — с тех пор, как существует сама поведенческая терапия; это видно довольно
отчетливо, если обратиться к книге Вольпе «Psychotherapy by reciprocal inhibition», 1958 г.
Теоретическая разработка разных когнитивных методов интервенции началась примерно с 70-х гг. —
столь же стремительно, сколь разнородно: если, скажем, А. Т. Бек разрабатывал методы когнитивной
терапии на основе теории психоанализа (то же можно сказать и о рационально-эмотивной терапии А.
Эллиса), то другие когнитивные техники развивались рука об руку с развитием поведенческой терапии.
Это относится как к тренингу решения проблем (D'Zurilla & Goldfried, 1971; Goldfried & Goldfried,
1975), так и к подходам когнитивной модификации поведения (Mahoney, 1974 или Meichenbaum, 1977,
1985). Последние больше других отличаются тем, что принимают во внимание данные
фундаментального исследования различных областей психологии — и особенно когнитивные подходы.
В тесном контакте с научными и практическими тенденциями психологии (ср. Kanfer et al., 1996)
развивались также стратегии самоконтроля (Kanfer, 1970; Kanfer & Karoly, 1972; Mahoney &
Thoresen,
1974; Hartig, 1973) и самоменеджмента (Karoly & Kanfer, 1982; Kanfer & Gaelick, 1986).
Здесь мы не имеем возможности обсуждать отдельные когнитивные методы со всеми их
основами и связями (ср. Mahoney, 1974; Kendall & Hollon, 1979; Kanfer & Goldstein, 1986; Hoffmann,
1979; Dobson, 1988; Scott, Williams & Beck, 1989; Freeman, Simon, Beutler & Arkowitz, 1989; Freeman,
Pretzer, Fleming & Simon, 1990; Hollon & Beck, 1994; ср. здесь также изданный Kendall ряд «Advances in
Cognitive Behavior Therapy», с 1982) и поэтому лишь кратко остановимся на некоторых главных
теоретических и терапевтически релевантных гипотезах, характерных для отдельных техник.
2.4.1. Подходы самоконтроля
Многие модели самоконтроля представляют собой расширенную концепцию классической
теории научения — в той мере, насколько у соответствующего индивида предполагается способность к
управлению собственным поведением. Это особенно хорошо видно на примере концепции
саморегуляции;
Канфер (Kanfer, 1970) выделяет в этой модели следующие ступени: самонаблюдение,
самооценка с помощью определенных стандартов и самоподкрепление как следствие сравнения
стандарта с собственным поведением.
Самоконтроль означает специфический случай саморегуляции при наличии специфической
конфликтной ситуации: индивид прерывает во многом автоматизированную поведенческую цепочку,
чтобы точно проанализировать ситуацию и собственное поведение. В качестве основы самоконтроля
решающую роль играют мотивационные, когнитивные и поведенческие процессы.
При разборе специальных методов самоконтроля в рамках поведенческой терапии нужно
исходить из того, что существует некий континуум стороннего контроля и самоконтроля, а значит, не
имеет смысла противопоставлять отдельные методы, так как при контроле комплексного человеческого
поведения ситуативные взаимосвязи, с одной стороны, и процессы саморегуляции — с другой,
Hosted by uCoz