Navigation bar
  Print document Start Previous page
 418 of 947 
Next page End  

главному постулату Эллиса, эмоциональные или поведенческие последствия (= C, последствия,
проблемы) мы имеем в основном не по вине конкретных событий (A = activating events); гораздо больше
ответственна за это система «Belief» (= B), т. е. убеждений, определяющих наше мышление и наши
действия (см. Ellis & Harper, 1976; Ellis & Grieger, 1979; Dryden & Hill, 1993; Dryden, 1995). Эллис (Ellis,
1984) пытался идентифицировать в системе убеждений целый ряд ошибок мышления; правда, перечень
возможных иррациональных убеждений он считает в принципе безграничным. В терапевтическом
отношении задача психотерапевта — обратить внимание клиента на эту иррациональность паттерна
мышления посредством рациональной дискуссии и таким образом помочь ему изменить его
проблематику. Эмпирические исследования эффективности рационально-эмотивной терапии привели к
очень многообещающим результатам в отношении многих расстройств (см. Kessler & Hoellen, 1982;
Kendall, 1984; Kendall, Haaga, Ellis, Bernard, DiGiuseppe & Kassinove, 1995). Правда, основные
теоретические постулаты Эллиса с разных сторон подвергались серьезной критике; это прежде всего
касается понятия рациональности, а также предложенной Эллисом директивной индоктринации (ср.
здесь также дискуссию у Haaga & Davison, 1986).
2.4.4. Тренинг решения проблем
Тренингами решения проблем для психических расстройств больше всего занимались Д'Зурилла
и Голдфрид (D'Zurilla & Goldfried, 1971) и Д'Зурилла и Незу (D'Zurilla & Nezu, 1982). В этом подходе
апеллируют к тому факту, что пациенты с психическими нарушениями обнаруживают меньшую
способность к решению когнитивных и межличностных проблем. При этом было естественным
обратиться к рассуждениям, известным из общей и когнитивной психологии (например, Newell &
Simon, 1972), где много исследовались частные компоненты эффективного решения проблем. Тренинг
отдельных этапов разрешения проблем — (1) общая ориентация, (2) описание проблемы, (3)
выдвижение альтернатив, (4) принятие решения, (5) оценка — должен не только помочь клиенту
выработать или изменить отдельные способы поведения, но и научить его различным стратегиям,
которые были бы применимы для решения широкой сферы проблем.
Между тем модели решения проблем — и как частные компоненты терапевтической программы,
и в виде некой метамодели терапевтического процесса — относятся к стандартному репертуару
действий в поведенческой терапии (ср. здесь Kanfer & Busemeyer, 1982; Schmelzer, 1983). Правда,
правомерность перенесения модели решения проблем на эмоциональные и психические проблемы тоже
подвергается критике в том смысле, что психические расстройства как раз нельзя анализировать так же,
как академические проблемы. Тренинг решения проблем применяется разнопланово: и как составная
часть терапии при различных расстройствах, и специально — при межличностных проблемах
(делинквентности, социальной неуверенности, а также при зависимостях, см. Shure & Spivack, 1978). В
этом смысле оценка тренинга решения проблем доказала его высокую эффективность (см. D'Zurilla,
1988; Nezu & Nezu, 1989).
2.4.5. Тренинг самоинструктирования и прививки против стресса
Оба метода были разработаны Д. Мейхенбаумом в начале 70-х гг. (ср. Meichenbaum & Goodman,
1971; Meichenbaum, 1977). В тренинге самоинструктирования функцию контроля над действиями
индивида перенимает (постепенно) язык. Мейхенбаум здесь обращается к психологии развития,
согласно которой язык у маленьких детей обладает функцией управления поведением. В ходе развития
это самоинструктирование интернализуется и начинает «скрыто» управлять поведением. В
терапевтическом плане эти рассуждения используются в той мере, насколько к языку обращаются как к
поддерживающему элементу при выполнении сложных задач (пример: Stop-Think-Go-техника у
импульсивных детей, ср. Camp & Bash, 1981).
Тренинг самоинструктирования создает у пациента чувство личного контроля, что крайне важно
в проблемных ситуациях: через свой собственный язык («внутренний монолог») клиент приобретает
некоторый контроль над различными способами поведения и ситуациями (см. здесь также данные
исследования атрибуции, ср. Forsterling, 1986).
Тренинг прививки против стресса (Meichenbaum, 1985) это одна из терапевтических стратегий
для преодоления неприятных стрессовых ситуаций. Мейхенбаум обращается здесь к так называемой
двухфакторной теории эмоций Шахтера (Schachter & Singer, 1962), согласно которой у эмоций можно
выделить, во-первых, компонент неспецифического физиологического возбуждения, а во-вторых,
Hosted by uCoz