Navigation bar
  Print document Start Previous page
 422 of 947 
Next page End  

Измерение в начале терапии, через 6 недель и в конце лечения; катамнез через 3 месяца.
- Интервенция. a) парадоксальная интенция (PI), b) градуированная экспозиция (GE), c)
прогрессирующая релаксация (PR). Длительность лечения: 12 недель. Сопоставление трех уравненных
по всем показателям лечебных групп.
Результаты
Уже в середине курса лечения (через 6 недель) группы, подвергавшиеся градуированной
экспозиции и прогрессирующей релаксации, обнаружили отчетливые улучшения, что говорит о
быстрой восприимчивости пациентов к ориентированным поведенчески и физиологически формам
лечения. Количество пациентов с явными улучшениями составило после терапии PL — 67%, GE — 82%
и PR — 70%. Заметной разницы между группами не выявлено. В катамнезе градуированная экспозиция
GE и прогрессирующая релаксация PR несколько превзошли парадоксальную интенцию PI. В работе
подчеркивается необходимость дифференцированной регистрации терапевтических эффектов и
значение мультимодального подхода при лечении больных агорафобией.
---
5. Объяснение эффективности
С точки зрения теории науки описать терапевтические методы — значит изобразить их в
плоскости технологии. Технологии — это мероприятия, предлагаемые для возможно более
продуктивного достижения цели. Поэтому решающим критерием оценки является даже не истинность
(в отличие от теорий), а скорее эффективность и рентабельность (ср. главу 4).
Если мы полагаем, что методы поведенческой терапии доступны эмпирической проверке, то
автоматически встает вопрос: как и почему они действуют или соответственно какие элементы
комплексной терапевтической программы ответственны за происходящие изменения, т. е. встает вопрос
о факторах терапевтического воздействия.
Как уже говорилось в главе 22.1, теоретическое обоснование терапевтических процессов должно
предлагать объяснение человеческого поведения и его изменения во времени, т. е. в любом случае
учитывать компоненты научения.
Поведенческая терапия имеет в этом отношении то преимущество,
что она изначально развивалась на основе теорий научения и к тому же имеет многочисленные
содержательные связи с другими частными психологическими дисциплинами, равно как и со смежными
дисциплинами (например, исследование когниций в общей психологии, теории атрибуции в социальной
психологии, психологии развития, психофизиологии, теории эволюции, биохимии, неврологии и т. д.;
см. здесь O'Donohue & Krasner, 1995). Эта особая близость поведенческой терапии к научной
психологии выражается хотя бы в том, что уже названия некоторых методов указывают на эмпирически
оправданные, обусловившие их появление теории (например, научение по моделям), даже если мы
более дифференцированно рассматриваем сегодня отношения между фундаментальными теориями и
технологиями (ср. главу 4).
В технологической плоскости в исследовании терапии различают неспецифические, или
свойственные всем методам, факторы терапевтического воздействия (например, стратегии ведения
беседы, ролевое структурирование и т. д.) и специфические (например, отдельные методы или техники)
(ср. главу 22.1). В практике же на вопрос о том, что именно отличает один фактор как
«специфический», а другой как «неспецифический», можно ответить как угодно, но только не
однозначно. Чтобы приблизиться к ответу, необходимо в каждом случае наряду с описанием самого
фактора учитывать и то, что мы знаем о его воздействии, и его теоретическую подоплеку. Эти
эмпирические и теоретические выкладки по поводу отдельных факторов воздействия делают крайне
относительной (во всяком случае, для поведенческой терапии) разницу между специфическим и
неспецифическим механизмами. Если мы, объясняя отдельные этапы терапевтического образа
действий, опираемся на психологические представления о моделях, то это еще не говорит ни о
совершенстве, ни об исключительности этого объяснения, а тем более окончательного обоснования.
6. Литература
Ascher, L M. (1980). Paradoxical intention. In A. P. Goldstein & E. B. Foa (Eds.), Handbook of
behavioral interventions (pp. 266-321). New York: Wiley.
Ayllon, T. & Azrin, N. H. (1968). The token economy:
A motivational system for
therapy and
rehabilitation. New York: Appleton-Century-Crofts.
Hosted by uCoz