Navigation bar
  Print document Start Previous page
 430 of 947 
Next page End  

Schroder, 1993).
Для передачи и тренинга адекватной коммуникации, в частности, используется видеосъемка, с
помощью которой можно анализировать диадную интеракцию, наглядно показать проблемные способы
поведения партнеров и тренировать конкретные возможности улучшения этого поведения.
Например, говорящий тренируется в отношении «употребления местоимения Я» (личные
высказывания, относящиеся к собственной личности), ограничения темы конкретными ситуациями (не
сводить все воедино и избегать обобщений) и конкретным же мешающим поведением партнера (не
переходить на личности и характеры), а также учится самораскрытию (эмоциональная коммуникация),
и при этом должен отказаться от оскорбляющих жалоб, упреков, защитного поведения, ухода от
интеракции, разоблачений, сарказма и снятия с себя ответственности (табл. 22.5.1).
Таблица 22.5.1. Навыки говорящего в коммуникативном тренинге
1. Употребление «я»
Партнеры должны говорить о собственных мыслях, чувствах,
желаниях и потребностях только в первом лице. Следует избегать
жалоб и упреков
2. Сообщение о своих чувствах
Партнеры должны пытаться эмоционально открыться и
формулировать то, что с ними происходит
3. Конкретные ситуации
Говорить надо о конкретных ситуациях или событиях. Обобщений
(типа «всегда», «никогда») лучше избегать
4. Конкретное поведение
Обсуждать нужно конкретное поведение партнера, которое
воспринимается как нарушающее, избегая при этом приписывания
негативных свойств («Ты такой...»)
5. Соблюдение рамок
настоящего момента
Партнеры должны пытаться придерживаться темы и дискутировать по
поводу «Здесь и теперь», а не углубляться в прошлое и не ворошить
старые истории
Слушающий учится в ролевых играх активно слушать (позитивная обратная связь), обобщающе
парафразировать то, что высказал партнер (повторение собственными словами также для того, чтобы
притормозить интеракционную динамику), и выяснять, правильно ли понято сообщенное содержание,
использовать открытые вопросы, позитивную обратную связь («это мне понравилось») и ответное
сообщение о собственных чувствах (Holtzworth-Munroe & Jacobson, 1991) (табл. 22.5.2). Эти правила
коммуникации последовательно (от легких коммуникативных тем до чреватых конфликтами)
тренируются в ролевых играх под руководством психотерапевта (см. также главу 41).
Таблица 22.5.2. Навыки слушающего в коммуникативном тренинге
1. Принимающее слушание
Один партнер с полным вниманием выслушивает другого и выражает
свой интерес краткими возражениями или вопросами или
невербальными сигналами (кивает и т. д.)
2. Повторение того, что сказал
партнер
Партнер должен повторить высказывания другого собственными
словами и удостовериться, что они правильно поняли друг друга
3. Открытые вопросы
Если что-то неясно, нужно ставить открытые вопросы, чтобы
удостовериться, что содержание сообщенного известия понято
правильно
4. Позитивная обратная связь
Если что-то в высказывании партнера понравилось, надо дать понять
ему это вербально или невербально
5. Обратная связь о
собственных чувствах
Если высказывания одного партнера так задели чувства другого, что
тот не в состоянии говорить об этом спокойно, то эти чувства можно
высказать
2.3. Тренинг решения проблем
На базе коммуникативного тренинга строится тренинг решения проблем (ср. также раздел 3), в
котором осваиваются стратегии для наиболее эффективного преодоления проблем (как повседневных,
так и проблем партнерства). Этот тренинг, который проводят с обоими партнерами, включает описание
и конкретизацию проблемы, подбор возможностей решения, обсуждение этих решений и вслед за тем
Hosted by uCoz