Navigation bar
  Print document Start Previous page
 431 of 947 
Next page End  

выбор и реализацию лучшего возможного решения. Тренинг решения проблем должен научить
стратегиям, которые дают возможность успешно решать широкий спектр различных ситуаций
благодаря структурированному образу действий, способствуя независимости и самостоятельности
клиентов. Чаще всего тренинг проводится по шестиэтапной программе (табл. 22.5.3).
Таблица 22.5.3. Тренинг решения проблем
1-й этап. Точное описание
и определение проблемы
На первом этапе оба партнера должны конкретизировать и подробно и
точно описать проблему. При этом следует делать различия между самой
ситуацией, ее субъективным значением и собственными реакциями и
выработать личное, эмоциональное значение данной проблемы
2-й этан. Поиск
возможностей решения
В этой фазе оба партнера должны выдвинуть по возможности больше
предложений по решению проблемы. Сначала количество, потом качество.
Надо отказаться от какой-либо оценки этих предложений
3-й этап. Поиск
наилучшего решения
На этом этапе предложенные варианты решения оцениваются относительно
их качества (личные и социальные, краткосрочные и долговременные
последствия) и возможной реализации. Окончательно выбирается лучшее
возможное решение
4-й этап. Осуществление
найденного решения в
конкретном поведении
Партнеры должны попытаться конкретно реализовать предложенное
решение и при этом определить, кто, что, когда, с какого времени, где и как
делает и какие препятствия можно предусмотреть
5-й этап. Реализация
найденного решения в
повседневной жизни
В установленный момент времени решение должно быть реализовано
6-й этап. Оценка успеха
Спустя какое-то заранее установленное время партнеры должны оценить,
удачным или неудачным оказалось решение проблемы, и, если необходимо,
выработать новые предложения. В случае успеха должно произойти
закрепление
Отдельные этапы тренируются в ролевой игре с обоими партнерами, причем психотерапевт
обращает внимание на то, чтобы оба выдвинули примерно одинаковое количество решений. Особую
помощь психотерапевт оказывает при планировании реализации решения (когда решение реализуется в
первый раз, где, кто и что делает, какие трудности могли бы возникнуть и т. д.). Если найденное
решение оказывается неэффективным, то процесс повторяется заново. Поскольку для адекватного
решения проблемы и основной позиции, приемлемой для обоих, необходимы коммуникативные
навыки, тренинг решения проблем выстраивается на базе коммуникативного тренинга.
2.4. Когнитивное переструктурирование
Этот метод базируется на когнитивной терапии Бека или Селигмана, с его помощью
перерабатываются дисфункциональные когниции и ожидания и негативные атрибуции партнеров.
Исследования показали, что пары, недовольные партнерством, склонны к менее благоприятным
атрибуциям (например, причину негативного исхода видят в характере партнера, а не в особенностях
ситуации) (например, Fincham, 1985) и нередко имеют дисфункциональные ожидания от партнерства
(например, Eidelson & Epstein, 1982). Психотерапевт пытается сделать так, чтобы партнерам стали
видны их дисфункциональные ожидания, определяет связанные с этим проблемы и, прибегнув к
сократовскому диалогу или используя специальные протоколы, помогает сформировать реалистические
ожидания и адекватные когниции и атрибуции. Работа проводится с парой или индивидуально.
Одновременно выявляются воздействия этих негативных паттернов мышления на партнерство и
партнера. В супружеской терапии представителями когнитивного подхода являются, в частности,
Baucom & Epstein, 1990; Baucom, Sayers & Sher, 1990; Emmelkamp et al., 1988 и Halford, Sanders &
Behrens, 1993. Вилли, Фрей и Лимахер (Willi, Frei & Limacher, 1993) предложили теоретически близкую
к когнитивному переструктурированию технику дифференциации конструктов, цель которой — создать
взаимное уважение и взаимопонимание путем объективного анализа различающихся переживаний
партнеров и их ценностных систем.
Hosted by uCoz