Navigation bar
  Print document Start Previous page
 434 of 947 
Next page End  

Тот факт, что супружеская терапия эффективна в среднем «всего лишь» у каждой второй пары,
обусловил в последние годы все больший уклон в сторону профилактического выявления проблем
партнерства. В США уже с середины 70-х гг. стали применяться профилактические программы для пар,
основанные на разговорной терапии (ср. Guerney, 1977; Miller, Nunally & Wackman, 1975) и
поведенческой терапии (ср. Markman, Renick, Floyd, Stanley & Clements, 1993); в Европе же подобные
подходы появились лишь в последние пять лет. В Германии Гальвег и сотрудники (например, Hahlweg
et al., 1993) разработали программу научения для пар, которая была успешно испытана в пятилетнем
долговременном исследовании. Цель этой программы — улучшение коммуникативных навыков и
умений, а также навыков и умений, необходимых для решения проблем, содействие реалистическим
ожиданиям от отношений, а также решение сексуальных проблем в партнерстве. Тренинг проводится по
выходным дням или в форме вечерних курсов и продолжается 16 часов. Наряду с теоретическими
выкладками на первом плане стоят и практические упражнения в ролевых играх при интенсивной
супервизии тренера.
В Швейцарии Боденманн (Bodenmann, 1995b) составил Фрайбургский тренинг профилактики
стресса для пар, где основной акцент делается на улучшении индивидуального и диадного совладания
со стрессом. На вечерних курсах и курсах по выходным дням (общей длительностью 18 часов)
партнеров знакомят с разными возможностями адекватного совладания со стрессом (избегание
ненужного стресса, выработка стресс-антагонистической деятельности, изменение оценки проблемной
ситуации, когнитивные стратегии преодоления перегрузки, техники снятия напряжения, адекватное
сообщение о стрессе, восприятие стресса у партнера, формы совместного совладания со стрессом и т.
д.). Наряду с этим пары тренируют свои коммуникативные умения и способы решения проблем.
Рост публикаций по профилактике применительно к партнерству позволяет надеяться, что в
будущем этот подход приобретет еще большее значение. Исследования эффективности
профилактических программ для пар показывают, что если заблаговременно приобрести
соответствующие умения и навыки, то можно стойко и на долгое время улучшить качество партнерства
и снизить риск разводов (ср. Hahlweg et al., 1993; Markman et al., 1993; Markman & Hahlweg, 1993; Van
Widenfelt, Hosman, Schaap & Van der Staak, 1996).
Профилактическим предложением в смысле третичной профилактики является посредничество
при разводе. Это внесудебный способ переработки конфликта: супруги, желающие развестись, и их
дети (если они есть) при поддержке посредника достигают порядочного и достойного в отношении
обеих сторон развода, действующего как соглашение, имеющее обязательную силу и определяющего
следствия развода. Цель такого посредничества — полюбовное соглашение, т. е. готовность к
сотрудничеству и диалогу на основе взаимопонимания и ответственности за собственные действия (ср.
Duss-von Werdt, Mahler & Mahler, 1995).
4. Семейная терапия
4.1. Определение, концепции
В семейно-центрированных интервенциях, так же как и при методах супружеской терапии,
первоочередное значение придается отношениям и их развитию. В широком смысле под семейной
терапией мы понимаем такие интервенции, когда к лечению привлекаются по меньшей мере два
поколения и работа по изменению проблемы ведется в контексте семейных отношений, т. е. путем
изменения актуальных и прошлых констелляций отношений. Речь идет об интервенциях у лиц, тесно
связанных друг с другом.
Большинство таких методов интервенции базируется на концепциях коммуникативной терапии,
кибернетики, теории систем и т. д. и нацелено на то, чтобы изменить отношения между отдельными
членами семьи и провести реорганизацию системы. Если понимать расстройства не как явления,
изолированные от социальных процессов в семье — наиболее важной системе отношений, — а как
прямое выражение дисфункций этой биопсихосоциальной системы per se,
то такое предположение
настоятельно предлагает как экологический анализ, так и семейно-центрированную интервенцию.
Отсюда вытекает в соответствии с системным мышлением, что этот метод ориентирован на семейные
отношения, так как изменение паттерна этих отношений должно привести к изменению симптома и vice
versa.
На этом теоретическом и концептуальном фоне в семейной терапии особенно важна диагностика
паттерна отношений как основы целенаправленной интервенции. Такая диагностика может
Hosted by uCoz