Navigation bar
  Print document Start Previous page
 437 of 947 
Next page End  

прогностической ценностью в отношении рецидивов при шизофрениях и депрессиях.
Исследовательские работы последних лет доказывают, что если ремиттирующие пациенты
возвращаются в семейный климат с высоким уровнем ЕЕ, т. е. с высоким уровнем критичности
(выражение неодобрения, гнева, отвержения, неприязни и т. д.), враждебности (обобщающие и
принижающие высказывания), и один или несколько членов семьи берут на себя чрезмерные
эмоциональные обязательства (заботливость, самопожертвование, нападающее поведение и т. д.), то
риск рецидива у таких пациентов заметно выше, чем у лиц, живущих в атмосфере низкой
эмоциональности. Особенно прогностической для рецидива является невербальная и паравербальная
коммуникативная плоскость (интонация). Таким образом, названные подходы направлены на то, чтобы
изменить проблематичную эмоциональную коммуникацию между членами семьи. В ролевых играх
члены семьи учатся и тренируются выражать специфические позитивные или негативные чувства,
конструктивно сообщать о желаниях и потребностях и активно слушать. Разработанные программы
интервенций (например, Fiedler, Niedermeier & Mundt, 1986; Hahlweg, Durr & Muller, 1995) дают
психотерапевту практическое руководство и предоставляют в его распоряжение полноценные рабочие
материалы.
4.4. Эффективность и показания к семейной терапии
Шадиш и др. (Shadish et al., 1997) в метаанализе, охватывающем 101 исследование по семейной
терапии (и 62 — по супружеской терапии), эмпирически доказали эффективность семейной терапии.
Согласно этим данным, вероятность улучшения после семейной терапии составляет около 67%. В
другом метаанализе (Markus, Lange & Pettigrew, 1990), проведенном практически только на основе
семейной терапии, ориентированной на поведенческую терапию, приводится показатель улучшения
76%, который остался стабильным и в однолетнем катамнестическом исследовании, но все-таки
заметно упал спустя 18 месяцев.
Во всех метаанализах семейная терапия в любом случае превзошла спонтанную ремиссию.
Среди расстройств, воздействовать на которые пытались с помощью семейной терапии, особенные
улучшения отмечены при нарушениях поведения у детей, семейных проблемах, недостатке
коммуникативных навыков и способов решения проблем, тревожных расстройствах и конкретно фобий,
шизофрении и более широких психических симптомах. Позитивный эффект семейной терапии удалось
доказать также при аутистических расстройствах; правда, в этом случае, как показал анализ, семейная
терапия не превзошла индивидуальную. Что касается аффективных расстройств, то здесь состояние
оценочных исследований неудовлетворительное (Prince & Jacobson, 1995). Не выявлено заметных
успехов или противоречивых результатов, например, при лечении делинквентности, алкоголизма и
зависимости от психоактивных веществ (ср. Pinsof & Wynne, 1995). В лечении школьных и
поведенческих проблем у детей семейная терапия, как оказалось, уступает индивидуальным
интервенционным подходам.
Сравнение различных терапевтических направлений показало, что исследований, посвященных
поведенчески ориентированной семейной терапии, было явное большинство и что этот подход оказался
лучше, чем гуманистические, эклектические и не классифицируемые интервенции, однако не более
эффективен, чем системные интервенции. Состояние эмпирических данных по психоаналитически
ориентированной семейной терапии, с одной стороны, неудовлетворительно, а с другой стороны, на
материале, обеспеченном данными, выявлены лишь сомнительные эффекты (ср. Grawe et al., 1994).
Гуманистическая семейная терапия тоже выглядит в имеющихся метаанализах скорее негативно.
Обобщая, можно констатировать, что среди разных подходов наиболее эффективна поведенческая и
системная семейная терапия (Shadish et al., 1993; Grawe et al., 1994).
Окс, Фон Шлиппе и Швейтцер-Ротерс (Ochs, Von Schlippe & Schweitzer-Rothers, 1997), правда,
указывают на то, что оценочное исследование супружеской и семейной терапии методически
трудоемко, и интерпретации часто можно сделать только на более широкой основе (с учетом лечебных
групп, времени регистрирования работ, исследовательской методической разработки, критериев
эффективности и т. д.), чем к этому дают возможность некоторые исследования.
Что касается специфических расстройств, то позитивные эффекты обнаружились, в частности,
при психологическом обучающем (поведенческом) лечении шизофрении, и особенно в отношении
профилактики рецидивов. У пациентов терапевтической группы риск рецидивов составил от 0 до 14%, а
у контрольных групп вероятность рецидива оказалась от 28 до 55%, или от 20 до 70% спустя два года
(Goldstein & Miklowitz, 1995). Эти результаты подтверждены данными исследовательской группы
Hosted by uCoz