Navigation bar
  Print document Start Previous page
 447 of 947 
Next page End  

дальнейших реабилитационных мероприятий (например, выбор профессии). Кроме того, в это же время
часто также принимается решение о необходимых поддерживающих психотерапевтических
мероприятиях. Фаза профессиональной и школьной реабилитации характеризуется психологическими
мероприятиями, которые служат сопутствующей диагностике, облегчению процессов учения и
образования и психической поддержке посредством консультирования и терапии. В последней фазе
реабилитации, социальной и профессиональной интеграции,
психолог должен помочь человеку найти
свое место в жизни после окончания реабилитационных мероприятий. Структурные особенности
немецкой системы реабилитации, особенно дефицит децентрализованной амбулаторной
реабилитационной помощи, чаще всего препятствуют психологическим мероприятиям в этой стадии.
Рабочие техники психолога в реабилитации — будь то в области психологической диагностики
или оценки, в консультировании или психотерапии — ни в коем случае не специфичны; специфичны
скорее адресаты этой помощи, их проблемы и те условия, при которых должны оказываться эти услуги:
неполноценные люди и тяжелобольные, их многообразные жизненные ограничения и чаще всего —
институциональные рамки (ср. Janzowski, 1988). На некоторых сферах применения мы остановимся
более подробно в третьей части этой главы.
2. Некоторые проблемы отдельных целевых групп реабилитации
Представленные в этой главе группы, на которые нацелена реабилитация, выбирались для того,
чтобы показать разнородность сфер реабилитации и широту спектра психологической деятельности в
реабилитации. Связанные с этими целевыми группами разные постановки задач, фазы и различные
виды реабилитации удобно показать на примере реабилитации детей с физической и/или умственной
недостаточностью, совладания с болезнью при хронических заболеваниях, профессиональной
интеграции психически больных, а также общественной интеграции лиц с физической
недостаточностью.
2.1. Ранняя помощь детям с врожденными недостатками и семьям с неполноценными
детьми
2.1.1. Ранняя помощь
По Варнке, ранняя помощь означает «раннее распознавание, раннее лечение, специальное
воспитание и интеграцию неполноценных детей или новорожденных и младенцев с угрозой какой-либо
недостаточности» (Warnke, 1988, S. 479). Ранняя помощь имеет место в основном в социально-
педиатрических и нейропедиатрических центрах и специальных консультационных бюро, а отчасти в
специализированных общественных практиках и в педагогическом консультировании. В прежних
федеральных землях в 1990 г. имелось всего 700 децентрализованных пунктов ранней помощи, кроме
того, раннюю помощь оказывают также примерно 30 социальных и нейропедиатрических центров,
которые занимаются преимущественно диагностикой и лечением. При этом для раннего распознавания
необходимо не только провести неврологические обследования и обследования психологии развития
тогда, когда отклонения стали явными, но считать поводом для соответствующей диагностики уже
значения риска, определенные во время беременности, при родах и после родов. К таким факторам
риска причисляются, к примеру, вес при рождении менее 2500 г, синдром асфиксии при родах или
длительное патологическое неврологическое состояние в постнатальный период (ср. Brack, 1986).
Слабость концепции риска и неточная оценка детей с потенциальными отклонениями в развитии могут
быть сведены к минимуму за счет привлечения семейных и психосоциальных факторов. Задача
диагностики в отношении психологии развития — установить отклонения в определенных сферах
поведения, которые считаются значимыми. Для этого часто применяются, в частности, Денверский тест
для определения уровня развития (Denver-Entwicklungstest),
Мюнхенская функциональная диагностика
развития (Munchner Funktionelle Entwicklungsdiagnostik), а также Griffith-тест.
Методы должны давать
информацию о таких сферах, как понимание речи, социальное поведение, развитие самостоятельности и
т. д. (ср. обзор Brack, 1986).
Раннее лечение неполноценных детей преследует цель нормализовать нарушения развития, а при
сохраняющейся недостаточности — создать по возможности большее пространство для собственной
активности ребенка. При этом необходимо исходить из индивидуального уровня развития ребенка и
составлять индивидуальные планы лечения с определением обязанностей различных профессиональных
Hosted by uCoz