Navigation bar
  Print document Start Previous page
 448 of 947 
Next page End  

групп, участвующих в лечении. Здесь имеет большое значение совместная работа с родителями и
братьями и сестрами неполноценного ребенка, так как помощь, насколько это возможно,
осуществляется в рамках семьи. Так, например, родители благодаря специальному руководству
вовлекаются в лечебный процесс при лечебной гимнастике на нейрофизиологической основе. Активная
работа всей семьи повышает шансы излечения или смягчения неполноценности ребенка. Различные
формы раннего лечения представлены в табл. 23.2.
Таблица 23.2. Формы раннего лечения
Раннее врачебное
обслуживание
Начало и координация мероприятий ранней помощи, предварительные
обследования и медицинское лечение (медикаментозное, хирургическое,
ортопедическое, психиатрическое, нейропсихиатрическое и т. д.)
Лечебная гимнастика
Развитие сенсомоторных способностей и лечение церебральных
двигательных расстройств
Психологическое
обслуживание
Психотерапевтическое лечение психопатологических нарушений у ребенка;
проведение конкретных упражнений, направленных на развитие моторики,
улучшение речи, социального поведения; работа с родителями и семьей
(смотря по обстоятельствам, консультирование, тренинг, терапия);
инструктаж родителей как медиаторов в психотерапевтическом и конкретно
проводимом лечении
Социальная работа
Информация и поддержка при социально-правовых проблемах (страхование,
социальная помощь, трудоспособность, экономическая поддержка);
посредническая помощь при подключении служб по уходу
Логопедия
У ребенка с нарушением слуха и при расстройствах речевых функций
Лечебно-педагогический
тренинг
Для развития тонкой моторики, тактильного восприятия, умственного и
эмоционального развития
Педагогическое раннее
обслуживание
Детей с физической и/или умственной недостаточностью
В целом можно констатировать: чем раньше начинается адекватное лечение новорожденных и
более взрослых детей с физической и/или умственной недостаточностью, тем более вероятно, что
нарушение либо будет полностью устранено, либо по меньшей мере заметно смягчено. В огромном
перечне специалистов самых разных терапевтических направлений легко проглядеть важную функцию
семьи. Основа ранней помощи — совместная работа с семьей. Доказано (Lambert, Piret, Laliere & Scony,
1994), что программа раннего воспитания и ранней помощи имеет смысл лишь тогда, когда развитие
ребенка рассматривается не как изолированный феномен, но как явление, включенное во всю семейную
экосистему в целом. Однако до сих пор этот факт никак не учитывается в социальной и педагогической
сферах.
2.1.2. Психосоциальная адаптация неполноценного ребенка
Психосоциальная адаптация неполноценного ребенка — основной момент с точки зрения
реабилитационной психологии. Психические расстройства в смысле дезадаптации наступают у
хронически больных и неполноценных детей в 2-3 раза чаще, чем у здоровых детей, особенно если
заболевания связаны с повреждениями головного мозга. Штейнгаузен (Steinhausen, 1984) описывает
модель психосоциальной адаптации при хронических болезнях и у неполноценных детей; элементы
этой модели кратко представлены в табл. 23.3.
Таблица 23.3. Модель психосоциальной адаптации (Steinhausen, 1984, 1988)
Общий опыт,
приобретаемый из-за
болезни
Каждый хронически больной и неполноценный ребенок вынужден
познакомиться с опытом пребывания в больнице, медикаментозными
назначениями, операциями, болями, ограничениями и своей «инакостью»
по сравнению со здоровыми детьми; и все это не только в течение какого-
то ограниченного времени, но и перманентно
Hosted by uCoz