Navigation bar
  Print document Start Previous page
 454 of 947 
Next page End  

интегрировать в трудовую и профессиональную жизнь психически неполноценных.
2.3.3. Профессиональная интеграция: требования и действительность
В исследовании успешности профессиональной интеграции, несмотря на разнородность данных,
обнаруживаются прежде всего два прогностически значимых признака (cp. Weis, 1989):
-
Картина психопатологического состояния.
-
Преморбидная социальная и профессиональная интеграция или дезинтеграция.
Исследования отчетливо показывают, что разные типы течения существенно влияют на параметр
успеха. Дифференциация разных групп течения объясняет часто и гетерогенность предикторов,
идентифицируемых в различных исследовательских работах как валидные. Как раз в отношении
профессиональной интеграции необходимо особенно принимать во внимание, что в силу
существующих в соответствующей культуре трудовых норм профессионально-специфические
прогностические факторы в значительной мере следует рассматривать как специфику ситуации с
работой, нежели как типичные для конкретного вида и течения психического заболевания.
На фоне все больших трудностей интеграции в трудовую жизнь критерий успешности и
«работа» как цель реабилитации все больше подвергались начиная с 80-х гг. критической перепроверке.
Как говорилось выше, профессиональная реабилитация отнюдь не в каждом случае означает полную
реинтеграцию на свободном рынке труда; цель профессиональной интеграции должна ставиться с
учетом конкретной целевой группы и конкретной степени индивидуального нарушения. При
определенных группах болезней можно достичь интеграции только в защищенные формы работы. Для
этих групп как достижение частичных целей ставится вопрос о каком-то рабочем месте,
приспособленном к еще имеющимся у них способностям, или об адекватном структурировании дня
посредством каких-то занятий либо рационального формирования досуга. В этом смысле можно
выделить три подгруппы психически больных, которые по причине субъективного ограничения и
истории болезни нуждаются в разных мероприятиях профессиональной интеграции (Schwendy, 1986):
1) хронические психически больные, на длительное время госпитализированные, с относительно
сильными нарушениями профессиональной трудоспособности и длительной профессиональной
дезинтеграцией;
2)
психически больные молодого возраста («new chronic patient»), как правило, без
профессионального или школьного образования, а также без профессионального опыта социализации;
3)
психически больные взрослые, недолго пребывающие в стационаре, с профессиональным
образованием и хорошей, до болезни, интеграцией и профессиональным опытом.
Для первой группы оптимальными являются предложения по структурированию дня или
защищенные рабочие места, так как полная профессиональная интеграция по причине нарушения и
длительной дезинтеграции кажется трудно достижимой. Для второй группы оптимальны
преимущественно мероприятия, помогающие в выборе профессии и получении образования, чтобы
создать исходные условия для профессиональной реинтеграции, а третья группа с соответствующей
помощью в интеграции может заполнять в зависимости от степени недостаточности частично
защищенные или свободные рабочие места. Это подразделение можно считать только
приблизительным, причем границы между группами расплывчаты. Как показывает пример психически
больных, существует множество разных возможностей для профессиональной интеграции. Большое
значение здесь имеет постановка диагноза в отношении сохранившихся способностей к труду. От
четких показаний и направлений к различным предложениям о работе или формам занятости мы в
настоящее время еще, однако, очень далеки.
2.4. Общественная интеграция лиц с физической недостаточностью и нарушениями
органов чувств
В этом разделе мы поясним, что следует понимать под общественной интеграцией
неполноценных людей, в какой мере она осуществляется и какие возможности имеются для содействия
интеграции неполноценных лиц. «Интеграция не должна пониматься как включение неполноценного
человека в общество „полноценных“, осуществляемое „полноценными“ лицами» (Begemann, 1993, S.
153). Нередко интеграцию неполноценных ставят на одну доску с социальной реабилитацией. Такое
уравнивание ущемляет идею интеграции, ведь социальная интеграция — это нечто большее, чем
одностороннее приспособление и реинтеграция неполноценных людей; она «содержит в себе взаимное,
Hosted by uCoz