Navigation bar
  Print document Start Previous page
 457 of 947 
Next page End  

оцениваемого учреждения. На практике все эти границы очень расплывчаты. Требование строгой
независимости едва ли можно реализовать при формативной оценке, так как исследователь может
собрать необходимые ему данные лишь при условии совместной работы с персоналом учреждения. При
проведении суммарной оценки представляется необходимым участие внешнего коллектива.
Для того чтобы оценить какую-то программу, необходимо исследовать следующие пять сфер
оценки (по Attkission & Broskowski, 1978):
-
материальные, временные и организационные затраты программы;
-
результат программы и качество реализации программы;
-
соответствие программы имеющимся потребностям;
-
соотношение между расходами и достижениями, которые дает программа
(производительность);
-
анализ специфического процесса, преобразующего исходные затраты в результат.
Можно выделить шесть ступеней оценочного процесса при исследовании вышеназванных сфер
(Coursey, 1977):
1) определение компонентов и описание программы;
2) выведение критериев оценки, определение круга вопросов и развитие методологии;
3) операционализация и определение измеряемых признаков и измерительных операций;
4) управление оценочным проектом (финансирование, персонал, сбор данных);
5) обратная связь и результаты программы, ее персонал и заказчик;
6) оценка оценочного проекта.
Что касается установления стандартов для оценки программы, определяющих уровень
требований к оценочному исследованию, то здесь мы сошлемся на Бенгеля и Коха (Bengel & Koch,
1988), которые выборочно воспроизводят стандарты American Evaluation Research Society
(Американского оценочного научного общества).
В оценочном исследовании различаются 4 модели (ср. Coursey, 1977) (см. табл. 23.4).
Таблица 23.4. Модели оценки (Bengel & Koch, 1988, S. 327)
1. Модели оценивания результата
Сравнение леченых и не леченых (или получавших альтернативное
лечение) групп
2. Модель цели
Сравнение фактических эффектов с целями, которые определены до
этого
3. Модель анализа затрат
Оценка затрат в отношении к пользе
4. Системно-аналитическая
модель
Описание структуры и временного течения программы (системы)
методами теории систем и оценка по затратам, достижениям,
адекватности, производительности и с процессуальной точки зрения
При этом системно-аналитическая модель пока еще редко применяется и описывает идеальное
представление об оценке. В модели анализа затрат можно выделить анализ затрат—эффективности и
анализ затрат—пользы. Если при анализе затрат—эффективности затраты и воздействие какой-то
программы сравниваются с альтернативными программами, то при анализе затрат—пользы эффекты и
польза программы выражаются в денежных единицах. Такие анализы имеют значение именно в наше
время, когда все стремятся к экономии в секторе здравоохранения, и, на наш взгляд, не противоречат
цели оценки в здравоохранении, заключающейся в том, чтобы проверить и оптимизировать качество
возможностей лечения. В модели цели устанавливаются цели программы в начале процесса оценки и
сравниваются с фактическими результатами после применения данной программы. Здесь можно
столкнуться с трудностями методологического характера, а именно трудностями в определении
критериев.
В этой связи мы хотели бы указать на возможные злоупотребления оценочными
исследованиями. Эти опасности исследователю приходится принимать во внимание особенно тогда,
когда речь идет о типичном заказном исследовании.
Eye-Wash это попытка спасти плохую программу за счет того, что учитываются лишь
позитивные аспекты.
White-Wash представляет собой попытку замаскировать неудачи программы.
Submarine характеризует попытку погубить программу, односторонне акцентируя негативные
результаты.
Postponement это попытка отсрочить необходимые действия, обосновывая это тем, что
Hosted by uCoz