Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 947 
Next page End  

Ullmann, L. P. & Krasner (1969). A psychological approach to abnormal behavior. Englewood Cliffs,
N.J.: Prentice-Hall.
Zilboorg, G. & Henry, G. W. (1941). A history of medical psychology. New York: Norton.
Глава 3. Научно-теоретические основы классификации, этиологии и диагностики
Ганс Вестмейер
1. Введение
Теория науки занимается преимущественно целями научного исследования. Задача теории науки
— дать в общей форме как можно более точное описание этих целей и выработать критерии для ответа
на вопрос: насколько приблизилось к своим целям исследование в данной дисциплинарной области.
Центральные темы теории науки — это структура и строение научных теорий, их анализ и
верификация, выявление их объяснительных, прогностических и контролирующих возможностей в той
прикладной области, в расчете на которую они (теории) были созданы. С опорой на научно-
теоретические понятия и модели можно рационально реконструировать ход процесса и продукты
конкретной научной деятельности и таким образом усилить ориентацию исследования на его
подлинные цели, которые в повседневной работе научного учреждения, подчиненной регламенту,
порой слишком легко выпадают из поля зрения. Теория науки, являясь частью философии, и сама
представляет собой научную дисциплину с давними традициями, разнообразной литературой и
знаниями, которые не уступают в объеме знаниям клинической психологии. Здесь мы лишь кратко
поговорим о классификации, этиологии и диагностике с точки зрения теории науки. Более пристально
рассмотрели соответствующие научно-теоретические представления Брейер (Breuer, 1989), Гребен и
Вестмейер (Groeben & Westmeyer, 1981), Штегмюллер (Stegmuller, 1983) и Стрекер (Stroker, 1992).
Научно-теоретические основы интервенции излагаются в настоящем учебнике в четвертой главе.
2. Классификация
Классификация в клинической психологии занимает одно из главных мест. Существуют системы
классификации индивидов, ситуаций, реакций, диагностических инструментов, терапевтических
методов, последствий терапевтических вмешательств, и прежде всего — психических расстройств (см.
главу 6). Некоторые примеры наиболее распространенных классов представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1. Некоторые типичные классификации в клинической психологии
Единицы
Классы
Индивиды
Больной, здоровый, с расстройством, нормальный, ранее лечившийся,
никогда не лечившийся
Ситуации
Стрессогенные, нестрессогенные, терапевтические,
внетерапевтические, in vitro, in vivo, искусственные, естественные
Раздражители
Вызывающие, поддерживающие, позитивный подкрепляющий
стимул, негативный подкрепляющий стимул, нейтральный
раздражитель
Реакции
Отклоняющиеся, нормальные, респондентные, оперантные, скрытые
(covert), открытые (overt), элементы системы категорий
Диагностические инструменты
Элементы классификаций, которые выделяют Зейденштуккер и
Бауманн (Seidenstucker & Baumann, 1978) или Бриккенкамп
(Brickenkamp, 1996)
Терапевтические методы
Элементы классификации, которые выделяют Бенеш (Benesch, 1995)
или Корзини (Corsini, 1994)
Эффекты лечения
Основные воздействия, побочные воздействия, желательные,
нежелательные, улучшение, без изменений, ухудшение
Психические расстройства
Элементы DSM-IV или МКБ-10
Приведенные здесь понятия классов — существенные элементы научного языка клинической
психологии, они используются при формулировании теорий в клинической психологии как науки и при
Hosted by uCoz