Navigation bar
  Print document Start Previous page
 490 of 947 
Next page End  

тикам, гиперактивности и психогенным двигательным расстройствам. Наряду с этим поведенческая
терапия применяется также и для того, чтобы получить согласие пациентов с отклоняющимся от нормы
поведением на участие в необходимых физиотерапевтических мероприятиях (Lalli et al., 1994). Три
следующих раздела посвящены специфическим мероприятиям поведенческой терапии, которые
применяются при тиках, гиперактивности и психогенных двигательных расстройствах.
3.1. Поведенческая терапия при тиках
Порой тики можно рассматривать как такие своеобразные особенности, которые настолько
незначимы, что не требуют интервенции. Но они часто привлекают внимание окружающих и поэтому
причиняют неудобства тем, кто ими страдает. Тяжелые тики, такие как синдром Жиля де ля Туретта,
нередко приводят к проблемам в школьном и профессиональном образовании и могут стать причиной
психических расстройств вследствие связанного с тиком «отлучением» от общества. Поэтому многим
людям, страдающим тиком, требуется лечение, чаще всего медикаментозное (Goetz, 1986).
Возникновение и выраженность тиков очевидным образом подвержены влиянию социальной
ситуации. В присутствии врача или в школе тики могут подавляться, но возникают часто в ситуации
расслабления. Это наблюдение дало повод к развитию поведенческих подходов в терапии тиков.
Специальный метод для терапии тиков предложили Азрин и Нунн (Azrin & Nunn, 1973), и
называется он «habit reversal» (отмена привычки). Первый компонент метода — тренировка
несовместимой с тиком реакции. При этом речь идет чаще всего об изометрических мышечных
сокращениях, которые практически не заметны глазу. Несовместимая реакция в конкретном случае
упражняется с помощью зеркала. Азрин и Нунн (Azrin & Nunn, 1973) использовали среди прочего
следующие паттерны сокращения:
- изометрическое сокращение затылочных мышц (смотря по обстоятельствам, одновременно
опускать подбородок вперед и вниз) при подергиваниях головы;
- плечи изометрически опускать вниз при подергиваниях плеч вверх;
- руки держать опущенными вниз и прижимать к спинке стула или к собственным ногам при
подергиваниях плеч вперед.
Второй компонент метода — тренировка в улучшении восприятия собственного тика. Клиент
описывает свой тик, если надо повторно, с помощью зеркала; он описывает ситуации, в которых тики
бывают особенно часто; он выполняет свой тик произвольно и пытается уже заранее заметить его
наступление. На незамеченный тик ему указывают. Цель этих мероприятий — научить клиента по
возможности замечать все свои тики еще до их наблюдаемого проявления.
Третий и главный компонент метода — соединение упражняемых несовместимых реакций с
правилом инициирования для тика. Каждый раз, когда клиент регистрирует приближение или
появление какого-то тика, он выполняет несовместимую реакцию в течение 3 минут. Эти три главных
компонента метода дополняются мероприятиями по мотивации (например, разговор о тяжести тика;
включение членов семьи), а также упражнениями на релаксацию.
Эффективность этого метода в лечении тиков была подтверждена несколькими исследованиями
(Azrin, Nunn & Frantz, 1980; Finney, Rapoff, Hall & Christophersen, 1983). Недавно вышедшая работа по
исследованию отдельных случаев (Suss-Burghart, 1996) показывает, что уже благодаря детальному
анализу поведения и адекватному ситуативному управлению можно достичь быстрого улучшения (см.
прим. 25.3.2).
Примечание 25.3.2. Исследование отдельного случая: поведенческая терапия мальчика с
синдромом Жиля де ля Туретта (Suss-Burghart, 1996)
Диагностика
Проблемное поведение: множественные моторные и вербальные тики (например, моргание,
подергивания головы, рук и ног, произнесение ругательств).
Анализ поведения
Тики возникали в основном при разговоре с родителями и в присутствии пожилых дам и
проходили, если мальчик сосредоточенно чем-нибудь занимался. Тики носили частично
инструментальный характер (например, если пациент проигрывал в какие-либо настольные игры, то у
него начинались подергивания рук, сопровождавшиеся опрокидыванием фигур). Определенные позы
способствовали появлению тиков (например, подергивания головы при ее наклоне вбок, подергивания
ног при сидении нога на ногу).
Hosted by uCoz