Navigation bar
  Print document Start Previous page
 495 of 947 
Next page End  

Рис. 25.3.2. Образец почерка пациента через 20 месяцев после инфаркта мозжечка. Пунктирные
линии показывают движения в воздухе. Проведенные линии показывают движения на бумаге. (А) При
написании предложения соответствующая кривая скорости (vy) обнаруживает заметную
нерегулярность, и (В) даже при повторении простых букв движения не были автоматизированы. (С) В
отличие от этого пациент мог писать «кружок» абсолютно автоматизированными движениями (С). Это
особенно отчетливо видно на фазовых диаграммах (справа), в которых для следующих друг за другом
моментов времени наносились соответствующая скорость (vy) и ускорение (ay) (по Mai & Marquardt,
1996)
Такие стратегии контроля могут заключаться в том, чтобы путем стабилизации суставов
редуцировать степень свободы в движении или путем замедления движения сделать возможным более
точный визуальный контроль. Использование этих стратегий контроля при новых заданиях или
неуверенности — это феномен, который обнаруживается у всех людей. У пациентов вследствие
первичного повреждения неуверенность появляется даже при давно знакомых движениях, так что
теперь и при простых и хорошо известных движениях выбирается контролированное выполнение.
Чтобы доказать, что это объяснение верно, следует показать, что при условиях с меньшим требованием
контроля должны иметь место автоматизированные движения. Мы говорим в этом случае о
сохраненных функциях. Рис. 25.3.2С показывает пример сохраненной функции. Пациент страдает после
повреждения мозжечка моторным расстройством письма, которое явно обнаруживается уже при
выполнении простых комбинаций букв (см. рис. 25.3.2В). Но он мог выполнять совершенно
автоматизированные движения, когда от него требовали воспроизвести просто «кружок» (рис. 25.3.2С).
Воспроизведение «кружков» тоже требует точной координации движений пальцев и запястья.
Поэтому кажется неубедительным, что трудности при письме букв следует рассматривать как
нарушение координации вследствие поражения мозжечка. И представляется более убедительным, что
трудности при письме можно рассматривать как следствие повышенных усилий контроля. Через 15
тренинговых часов функция письма этого пациента заметно улучшилась. Эти данные подтверждают
наше объяснение.
Hosted by uCoz