Navigation bar
  Print document Start Previous page
 498 of 947 
Next page End  

Wichers, F. & Rijswijk, H. (1990). The functional recovery of stroke: a comparison between neuro-
developmental treatment and the Brunnstrom method. Scandinavian Journal of Rehabilitation Medicine. 22, 1-
8.
Williams, D. T., Ford, B., Fahn, S. (1995). Phenomenology and Psychopathology related to psychogenic
movement disorders. Behavioral Neurology of Movement Disorders. Advances in Neurology, 65, 231-257.
Wolf, S. L., Lecraw, D. E., Barton, L. A. & Jann, B. B. (1989). Forced use of hemiplegic upper
extremities to reverse the effect of learned nonuse among chronic stroke and head injurec patients.
Experimental Neurology, 104, 125-132.
Глава 26. Нарушения восприятия
26.1. Классификация и диагностика
Йозеф Циль
1. Значение восприятия
Восприятие представляет собой необходимую предпосылку для анализа и познания
окружающего мира, а также регуляции и контроля поведения; кроме того, восприятие оказывает
влияние на чувства и настроения (см. Lindsey & Norman, 1981). Функции восприятия можно
классифицировать относительно их модальности и сложности, причем следует учитывать, что сложные
функции (например, зрительное узнавание) хотя и предполагают наличие интактных элементарных
функций (например, острота зрения, цвето- и форморазличение), но не могут быть объяснены ими в
достаточной мере и тем самым представляют собой самостоятельные функции более высокого уровня.
Восприятие предполагает наличие и других, самых разных видов психических функций, например
внимание и мотивация к получению информации (любопытство). Такую же важную роль играет
способность к долговременному хранению воспринятого в памяти; без этой способности было бы
немыслимым, например, узнавание людей или предметов и формирование опыта как основы регуляции
поведения. С другой стороны, «качество» содержания нашей памяти зависит от качества переработки и
кодирования информации. Регуляция моторики также осуществляется в значительной мере при помощи
различных функций восприятия. Наконец, именно восприятие дает человеку основания, позволяющие
ему считать свое самочувствие хорошим: воспринятое часто вызывает в ЦНС дополнительные
ощущения, создает определенное настроение и оказывает на него свое влияние, при этом так
называемые аффективные компоненты сами могут выступать в роли информации. Таким образом,
нарушения восприятия могут (косвенно) приводить к нарушению других когнитивных функций
(например, памяти и планирования) или приводить к изменению чувств и настроения.
Таблица 26.1.1. Обзор важнейших элементарных и сложных функций восприятия в различных
модальностях
Область
Функции восприятия
Зрение
Элементарные функции
Поле зрения, острота зрения, цвето- и форморазличение, стереопсис;
восприятие положения, дистанции и направления
Сложные функции
Узнавание (объектов, лиц, мест и т. д.)
Чтение
Пространственная ориентация
Слух
Элементарные функции
Восприятие/различение высоты и громкости звука
Пространственный слух
Сложные функции
Восприятие музыки
Узнавание (шумов, сигналов, речи)
Осязание
Hosted by uCoz