Navigation bar
  Print document Start Previous page
 508 of 947 
Next page End  

них когнитивные компоненты и не повреждены; эти компоненты, правда, не могут заменить
нарушенную функцию восприятия. Гемианопсия может, например, вызвать значительное нарушение
чтения, хотя знание, как надо читать, и понимание смысла прочитанного при этом не нарушаются. В
этом случае именно потеря парафовеального поля зрения препятствует целостному восприятию слов и
управлению движениями глаз при чтении. Нарушения узнавания вызывают обычно и нарушения
называния; это особенно важно учитывать при постановке диагноза, когда по вербальным ответам
пациента судят о нарушении функции. Особенно следует подчеркнуть, что у многих пациентов после
повреждения головного мозга появляются множественные нарушения, которые охватывают несколько
модальностей. Нарушение чувствительности кисти можно в значительной степени компенсировать
здоровым зрением, однако если зрение тоже нарушено, общее нарушение становится значительно
больше. Нарушения восприятия большей частью сопровождаются снижением когнитивных функций; в
зависимости от степени выраженности этих когнитивных расстройств нарушение, обусловленное
неправильным восприятием, будет тяготить как в повседневной, так и в профессиональной жизни.
Таблица 26.2.1. Обзор важнейших функций восприятия и областей, на которые нарушения
восприятия могут оказывать влияние
Функции восприятия
Области
Зрение
Поле зрения
Обзор, зрительная ориентация, чтение
Острота зрения
Форморазличение; узнавание объектов и лиц
Цветовое зрение
Узнавание объектов
Восприятие пространства
Оценка расстояния; хватание, ходьба; геометрическое конструирование
Узнавание
Узнавание местностей, дорог, областей
Слух
Различение высоты и
силы звука
Понимание речи; речевая активность
Ототопика (определение
направления звука)
Локализация источника звука
Восприятие музыки
Восприятие и узнавание музыкальных произведений
Узнавание
Идентификация шумов, сигналов и речи
Осязание
Экстрацептивная
чувствительность
Локализация, ощущение давления, температуры и болей различение
тактильных признаков объекта
Проприоцептивная
чувствительность
Восприятие положения и движения; функции кисти (хватательные
движения, различные манипуляции с предметами)
Ориентация тела в
пространстве
Уход за телом; одевание
Узнавание
Тактильное узнавание и называние объекта
Обоняние
Восприятие/различение
Обнаружение/локализация источников опасности (например, газа)
Узнавание
Идентификация запахов
Вкус
Восприятие/различение
Различение блюд и приправ
Узнавание
Идентификация вкусовых свойств (блюда, приправы)
5. Литература
Beck, A. T. (1972). Depression. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.
Birbaumer, N. & Schmidt, R. F. (1990). Biologische Psychologie. Berlin: Springer.
Buttner, U. (.1993). Tinnitus. In Th. Brandt, J. Dichgans & H. Ch. Diener (Hrsg.), Therapie und Verlauf
neurologischer Erkrankungen (2. Aufl., S. 130-133). Stuttgart: Kohlhammer.
Chui, H. C. (1989). Dementia. A review emphasizing clinicopathologic correlation and brain-behavior
relationships. Archives of Neurology, 46, 806-814.
Cohen, R. A., Sparling-Cohen, Y. A. (1993). Response selection and the executive control of attention.
In R. A. Cohen (Ed.), The Neuropsychology of Attention (pp. 49-73). New York: Plenum Press.
Hosted by uCoz