Navigation bar
  Print document Start Previous page
 512 of 947 
Next page End  

В табл. 26.3.2 представлены нарушения зрения, препятствующие нормальному процессу чтения,
а также терапевтические методы, необходимые для его восстановления. Они включают в себя
выработку новой стратегии чтения, адаптацию движений глаз при чтении к выпадению поля зрения, а
также внешние вспомогательные средства (например, соответствующее укрупнение шрифта). Образ
действий при выработке компенсаторной стратегии более подробно представлен на примере нарушений
чтения, вызванных выпадением поля зрения (см. прим. 26.3.1).
Таблица 26.3.2. Обзор основных нарушений зрения, которые могут затруднять чтение
Вид нарушения зрения
Его проявление
Возможное лечение
Парафовеальная потеря поля
зрения
Нарушено целостное восприятие
слов
Компенсация с помощью
движений глаз
Снижение остроты зрения
Нормальный шрифт
недостаточен; иногда затруднено
узнавание букв
Например, крупный шрифт
Нарушение зрительной
ориентации
Потеря ориентации на странице
или в пределах строки
Например, линейка для чтения
Зрительная агнозия («чистая»
алексия)
Идентификация букв затруднена;
целостное чтение нарушено
Восстановление способности
различать и узнавать буквы,
восстановление целостного
чтения
Примечание 26.3.1. Лечение нарушения чтения у пациентов с лево/правосторонней гемианопсией
(Zihl, 1990)
Постановка вопроса
Интервенция при нарушениях чтения: пациенты с правосторонним или левосторонним
выпадением поля зрения.
Метод
Выборка:
пациенты с левосторонней гемианопсией (ЛГ, n =
43), пациенты с правосторонней
гемианопсией (ПГ, n = 37).
Интервенция: см. текст.
Методы обследования
-
До лечения: определение поля зрения, определение остроты зрения, обследование узнавания
букв и слов (за исключением алексии), иногда проверка понимания прочитанного при подозрении на
афазическое нарушение чтения (ср. Huber, 1989), определение нарушения чтения с помощью
стандартизированного текста.
-
Лечение: см. текст.
-
После лечения: определение способности к чтению с помощью параллельного теста,
определение способности читать газеты, книги и т. д.
Результаты
Скорость чтения (вслух) измерялась количеством произнесенных слов в минуту (слов/мин,
средние значения и пограничные значения). Соответствующие возрасту значения слов/мин для группы
из 20 индивидов без нарушений составляют 160 (134-218). К.: контрольные значения через 6 недель
после окончания лечения.
Группа
До лечения
После лечения
К
ЛГ (n = 43)
слов/мин
ошибки
41 (26-92)
16,3 (6-32)
104 (56-186)
3,5 (1-14)
140 (96-174)
1,6 (0-3)
ПГ (n = 37)
слов/мин
ошибки
35 (16-96)
18,7 (8-37)
77 (42-160)
4,7 (0-16)
131 (72-159)
1,8 (0-5)
Лечение в обеих группах привело к значительному улучшению способности к чтению (возросла
скорость чтения, снизилось количество ошибок). Способность к чтению, достигнутая к концу лечения,
существенно возросла через шесть недель после окончания лечения, что объясняется использованием
пациентами заново приобретенной способности читать и указывает на удачный перенос этой
Hosted by uCoz