Navigation bar
  Print document Start Previous page
 513 of 947 
Next page End  

способности в повседневную жизнь.
---
При этом следует учитывать, что больные с левосторонним выпадением поля зрения
испытывают трудности при нахождении начала строки или слова, в то время как пациенты с
правосторонним выпадением «не замечают» конец слова/строки, или неспособны непрерывно смотреть
вправо. После соответствующей начальной диагностики, которая, конечно, включает в себя и
понимание смысла прочитанного, следует лечение, которое главным образом основано на том, что
пациент управляет своим вниманием и фиксирует его в зависимости от стороны выпадения поля зрения.
Больные с левосторонним выпадением учатся сознательно направлять свой взгляд всегда в первую
очередь на начало новой строки или нового слова, охватывать каждое слово целиком и только потом
читать его (вслух или про себя), и уже в это время переводить взгляд на начало следующего слова.
Больным с правосторонним выпадением предлагается всегда направлять взгляд на конец слова и только
потом читать. Такой процесс лечения способствует смещению внимания и взгляда к пораженной
стороне и должен сформировать новую привычку уже в этот момент не видеть или начало слова, или
его конец. Благодаря такому лечению целостное чтение восстанавливается в достаточно полной мере.
Скорость чтения значительно увеличивается, в то время как количество ошибок уменьшается.
Самостоятельное использование новой стратегии чтения в повседневной жизни приводит большей
частью к ее успешной «автоматизации», связанной с повышением функциональной способности (см.
прим. 26.3.1). При отсутствии дополнительных перцептивных и когнитивных нарушений время лечения
сравнительно невелико: в среднем 26 сеансов продолжительностью 30-45 мин у пациентов с
левосторонним и 30 сеансов у пациентов с правосторонним выпадением поля зрения (Zihl, 1990).
Различие в количестве сеансов объясняется тем, что правостороннее выпадение особенно сильно
затрудняет движение глаз в нужном направлении (слева направо). Для большинства пациентов
восстановление способности читать является необходимым условием для профессиональной
реинтеграции; но и возможность снова читать увлекательную книгу воспринимается как значительное
улучшение качества жизни. Достигнутое повышение функциональной способности нельзя объяснить
спонтанным восстановлением, изменчивостью измерений или влиянием неспецифических
терапевтических мероприятий; оно зависело от специальных методов лечения. Кроме того,
исследования течения болезни показали, что восстановленная способность к чтению сохраняется на
достигнутом уровне (Kerkhoff et al., 1992a; Zihl, 1990).
4. Итоги и перспективы
Рассмотренные выше примеры лечения нарушений чтения, вызванных выпадением поля зрения,
показывают, что терапия, ориентированная на определенный вид нарушения, предполагает точный
анализ факторов, лежащих в его основе. При диагностике сложных функций восприятия необходимо
учитывать и составляющие их элементарные функции. Однако приходится констатировать, что по-
прежнему в этой области наблюдается сильный недостаток проверенных методов лечения. Одной из
причин этого могут быть высокие затраты, которых требуют как анализ нарушения функции, так и
разработка и проверка методов лечения. Следует добавить, что однородность групп больных (в
особенности относительно главного фактора влияния «повреждение головного мозга»), являющаяся
важной методологической предпосылкой групповых исследований и сравнений, едва ли может быть
достигнута в достаточно полной мере. К тому же план эксперимента, в соответствии с которым
пациенты (с их согласия) организуются в группы получающих/не получающих лечение по случайному
принципу, едва ли может быть реализован (ср. Zihl & Mai, 1988). Недостаточное научно-теоретическое
обоснование нейропсихологического терапевтического исследования и связанные с этим трудности не
должны, однако, быть причиной терапевтического нигилизма или заставлять довольствоваться
непроверенными «методами», созданными на основе личного опыта. Именно в области
терапевтических исследований и их оценки находится большинство задач, которые предстоит решить
клинической нейропсихологии. Это касается и терапевтического лечения нарушений процессов
переработки информации у больных с шизофренией или аффективными расстройствами (ср. Zihl, 1996).
Сохранные функции восприятия являются важным условием успешного преодоления повседневных
проблем для пациентов с неврологическими и психическими заболеваниями.
5. Литература
Hosted by uCoz