Navigation bar
  Print document Start Previous page
 523 of 947 
Next page End  

Однако вопрос заключается не в том, в какой мере другие психические расстройства связаны с
более или менее специфическими нарушениями памяти. Скорее, речь идет о том, имеются ли
специфические причины для возникновения тех классических нарушений памяти, которые входят в
понятие «амнезия». Как мы еще будем иметь возможность убедиться, не только потеря информации, но
и процессы торможения обусловлены совсем иными факторами, чем в случае нормального забывания.
Для большей наглядности мы начнем с обсуждения одного показательного примера, типичного для
недегенеративных амнезий типа А.
3.1. Показательные случаи антероградной амнезии
Пациент Н. М., без сомнения, — самый известный из всех больных, страдающих амнезией. Его
история болезни наглядно демонстрирует, насколько специфическими могут быть выпадения функций
при амнезии; само понятие «амнезия» (по Parkin, 1984) может быть определено следующим образом: а)
должен сохраняться преморбидный уровень интеллекта, б) не должна быть затронута кратковременная
память, с) должен доминировать антероградный аспект нарушения памяти, д) функция длительного
хранения информации возможна в первую очередь для не эпизодической информации. В соответствии с
этими критериями под амнезией следует понимать нарушение памяти, не связанное с диффузными
процессами распада, которые можно наблюдать прежде всего при различных формах деменции и
отчасти при тяжелых хронических отравлениях (например, при злоупотреблении алкоголем).
У пациента Н. М. для предотвращения дальнейших тяжелых эпилептических припадков были
удалены средние части височных долей мозга (с гиппокампальной формацией и миндалевидным ядром)
в обоих полушариях. Хотя непосредственно после операции эпилептические припадки уменьшились и
почти постоянно держался высокий IQ (до операции — 104, после операции — 118), однако была
диагностирована тяжелая форма антероградной амнезии (Scoville & Milner, 1957, ср. также
превосходный обзор в кн. Markowitsch & Pritzel, 1985). Объем кратковременной памяти в норме,
пациент мог свободно говорить и понимать предложения, но он был совершенно не в состоянии
запомнить информацию на более длительный срок. Так, например, он после шестимесячной
деятельности в реабилитационном центре не мог сказать, какую работу он ежедневно выполнял. И
результаты традиционных тестов памяти показали, что, очевидно, информация из кратковременной
памяти вообще не переводится в долговременную.
3.2. Значение эпизодической информации
В настоящее время специалисты исходят из гипотезы, что при амнезии в первую очередь
нарушается кодирование контекстуальной или эпизодической (или автобиографической) информации.
Эпизодическая и автобиографическая память — синонимичные понятия, важность которых можно
объяснить на примере простого теста памяти,' где требуется запомнить ряд широко употребительных
слов. Значение этих слов известно испытуемым с самого раннего возраста, им не нужно учить эти слова
заново. Испытуемые должны запомнить, какие слова были предложены в контексте данного теста. Без
эксплицитного сохранения этой контекстуальной — в широком смысле автобиографической —
информации не могут быть выполнены ни тест на узнавание, ни тест на воспроизведение информации.
Если предположить, что любая сознательно воспринятая информация всегда узнается на фоне
автобиографической или контекстуальной в данный момент информации (ср. главу 27.1), то окажется,
что эпизодическая информация должна постоянно заново сохраняться и закрепляться. Подобной
необходимости не возникает при сохранении семантической информации. Самым важным ее признаком
является то, что она относится к не зависимой от контекста и времени информации. Она включает в
себя то, что мы называем нашим «знанием» (например, знание языка или математики).
3.3. Различие между вспоминанием (remembering) и знанием (knowing) и пример из истории
болезни пациента К. С.
Тульвинг указал на то, что различие между эпизодической и семантической памятью отражается
и в повседневном пользовании языком (например, Tulving, 1989). Хотя «вспоминание» и «знание»
могут употребляться как синонимы, обычно понятие «вспоминание» используется в эпизодическом, а
«знание», напротив, — в семантическом контексте. Так, например, мы знаем, как можно решить
уравнение или как выглядит наша квартира, но мы не помним, когда мы решили это уравнение или
Hosted by uCoz