Navigation bar
  Print document Start Previous page
 530 of 947 
Next page End  

известно. Кроме того, с середины 80-х гг. в терапевтических целях пытаются использовать результаты
клинических исследований тех компонентов памяти, которые сохраняются и у больных амнезией.
Отчетливо проявилось стремление повысить значимость терапии для решения проблем пациентов в
повседневной жизни.
В данной главе рассматриваются новейшие методы психологической интервенции при
восстановлении функций памяти и лечении расстройств научения, обусловленных повреждениями
головного мозга. Фармакологические аспекты лечения органической амнезии подробно освещают:
Копельман (Kopelman, 1992) и Мюллер и фон Крамон (Muller & von Cramon, 1995), а вопросы
организации такого лечения — Уилсон (Wilson, 1995).
Главным признаком органических амнезий является трудность запоминания или сохранения
новой информации (антероградное нарушение памяти; см. главу 27.1). Кроме того, в большинстве
случаев имеет место и ретроградное нарушение памяти, т. е. нарушение функции, отвечающей за
вспоминание той информации, которая была воспринята до возникновения повреждения. Этот тип
нарушения отличается от диссоциативных амнезий, возникающих вследствие процессов торможения,
обусловленных, в свою очередь, шоковым состоянием или эмоциями. При таких функциональных
нарушениях, наблюдаемых в рамках нарушений психических, возникают трудности в нахождении или
вызове уже сохраненной (прежде всего автобиографической) информации, причем релевантного
антероградного нарушения памяти не наблюдается (нарушения типа В по Климешу; см. главу 27.1). Во
многих случаях память возвращается в течение нескольких дней и не требует специального
вмешательства; в других случаях осознанию «блокированного» содержания памяти могут помочь такие
методы, как гипноз или свободное ассоциирование. Диссоциативные амнезии по сравнению с
органическими расстройствами памяти встречаются редко. На них мы не будем останавливаться
(подробную информацию по этому вопросу см. у Kihlstrom & Schachter, 1995). Нарушения памяти
возникают и в рамках психических расстройств, которые в первую очередь характеризуются другими
симптомами, как, например, при депрессии или шизофрении (характерные признаки таких нарушений
памяти ср. у McKenna, Clare & Baddeley, 1995; Watts, 1995). С точки зрения современной науки при
лечении таких нарушений памяти вполне целесообразным оказывается применение в качестве
сопроводительных мероприятий методов психологической интервенции. Но разработка
соответствующих моделей лечения, специфичных для каждого заболевания, находится сегодня в
зачаточном состоянии и в данной главе не будет освещаться (ср., например, Green, 1993; Watts, 1995).
2. Цели интервенции
Люди с нарушениями памяти, возникшими после повреждения головного мозга, и их близкие
обычно ожидают от лечения полного восстановления первоначальных способностей (реституция).
Но
практика показывает, что в лучшем случае этого удается достичь только в ограниченном объеме. По
этой причине до середины 80-х гг. исследовательский интерес был направлен на компенсацию
нарушенных функций памяти посредством применения не использовавшихся до сих пор стратегий
переработки информации. Проблемы применения и генерализации заученных когнитивных стратегий в
повседневной жизни подвигли некоторых ученых на то, чтобы сформулировать цель лечения как
«приобретение специфического знания без общего повышения способностей к обучению и
запоминанию» (например, обслуживание компьютера, ср. раздел 3.5) (Schachter & Glisky, 1986). Цель
других терапевтических подходов (ср., например, Schuri, Wilson & Hodges, 1996; Wilson, 1987, 1995) —
это по возможности свободная от проблем, порожденных тем или иным нарушением, повседневная
жизнь при использовании всех имеющихся в распоряжении ресурсов.
При этом центральное место
занимают терапевтические изменения окружающей среды, модификация поведения и систематическое
использование вспомогательных средств (например, календарь-памятка). Кроме того, особое внимание
уделяется наиболее важным для повседневной жизни функциям памяти (которыми ранее пренебрегали)
— проспективным, т. е. направленным в будущее (ср. Brandimonte, Einstein & McDaniel, 1996; Sohlberg
& Mateer, 1989a).
Нарушения памяти в зависимости от размера и локализации повреждения релевантных для
функций памяти структур головного мозга имеют различную степень тяжести. Они простираются от
минимальных выпадений функций, которые с трудом могут быть выявлены даже с помощью теста,
вплоть до самых тяжелых нарушений, наблюдающихся при так называемом амнестическом синдроме
(ср., например, Parkin & Leng, 1993). Соответственно так же разнообразны и возможные цели
вмешательства — от улучшения функций базальной ориентации (ср., например, Kaschel, Zaiser-Kaschel,
Hosted by uCoz