Navigation bar
  Print document Start Previous page
 531 of 947 
Next page End  

Shiel & Mayer, 1995; Moffat, 1984) вплоть до восстановления способности выполнять какую-либо
профессиональную деятельность. Большинство пациентов с органической амнезией обнаруживают
наряду с нарушениями памяти и другие нейропсихологические нарушения (такие, как нарушения
восприятия, внимания, речи или мышления), которые имеют непосредственное отношение к
устранению нарушений памяти. Ключевую переменную величину для постановки реально достижимой
цели представляет собой способность самого пациента к осознанию имеющихся нарушений и к
адекватной оценке их проявлений в повседневной жизни. Пациенты, которые не осознают релевантных
нарушений мнемических функций и функций научения, показывают явно недостаточную мотивацию к
терапии и применяют компенсаторные стратегии не систематически. Поэтому повышение уровня
метакогнитивного знания представляет собой важную цель терапевтического подхода,
ориентирующегося на повседневную жизнь (ср., например, Schuri, 1996; Unverhau, 1994).
При определении целей индивидуальной терапии исследование состояния функций (ср. главу
27.1; Schuri, 1993) прежде всего предоставляет сведения об имеющихся в распоряжении ресурсах и
обеспечивает терапевту понимание того, что представляют собой когнитивные функции данного
человека. Но кроме того, терапия, ориентированная на повседневную жизнь, предполагает
разностороннее знание требований и проблем, ежедневно встающих перед пациентом и требующих
активной работы памяти, а также знание о стратегиях, которые пациент избирает для выполнения этих
задач. Поэтому диагностику, основанную на психологических тестах, нужно дополнять техниками
измерения, которые ориентируются на поведенческую психологию (такими, например, как различного
рода интервью, дневники-памятки, наблюдения за поведением в повседневных ситуациях, контрольные
списки и др.) (ср., например, Kaschel, 1994; Wilson, 1987).
3. Методы интервенции
3.1. Классификация методов
Специфические методы интервенции, применяемые для лечения нарушений памяти,
возникающих вследствие повреждений головного мозга, можно классифицировать следующим образом:
-
методы, обеспечивающие снижение уровня требований к памяти,
-
методы, имеющие своей целью улучшение компонентов памяти, и
-
методы, используемые для повышения уровня метакогнитивного знания и аспектов решения
проблемы.
Изложение методов интервенции в данной главе ориентировано на эту схему. Мы не будем здесь
останавливаться на таких важных, но в меньшей мере относящихся к памяти признаках
реабилитационных программ, как психотерапевтические мероприятия (например, для поддержания Я-
концепции), а также привлечение и консультирование значимых лиц (ср., например, Prigatano, 1995;
Schuri, 1996; Wilson, 1995).
3.2. Модификация окружающей обстановки и вспомогательные средства
Ближайшая возможность избежать повседневных проблем, обусловленных нарушениями
памяти, состоит в снижении уровня требований к памяти и, тем самым, в согласовании этих требований
со сниженной функцией (см. рис. 27.3.1). При этом в первую очередь следует учитывать те ситуации, в
которых можно предвидеть отказ (выполнить задание) или ощущение неуспеха из-за слишком высоких
требований к памяти. По мере возможности таких ситуаций следует избегать.
Hosted by uCoz