Navigation bar
  Print document Start Previous page
 532 of 947 
Next page End  

Рис. 27.3.1
Другой способ снижения уровня требований к памяти — это оптимальное формирование
окружающей среды пациента. Например, хранение вещей на строго определенных местах (по
возможности там, где они могут понадобиться), а также применение надписей и указателей. Если
разговор ведется с человеком, страдающим нарушением памяти, то необходимо следить за речевым
поведением, поскольку избыток информации может спровоцировать перенапряжение.
Еще одна возможность снижения уровня требований к памяти состоит в применении
вспомогательных средств для кратковременного или долговременного хранения информации, а также
для припоминания имен (ср., Kapur, 1995). Как способ кратковременного хранения информации такое
вспомогательное средство имеет особенно большое значение в случае нарушения рабочей памяти (если
возникают проблемы с одновременным удерживанием и переработкой информации). Речь идет об
удержании в памяти промежуточных шагов при выполнении какой-либо последовательности действий
(например, при сложных расчетах), тех шагов, которые в противном случае были бы забыты. Кроме
того, такие промежуточные результаты (шаги) служат для сохранения в рабочем виде той информации,
которая должна учитываться при обработке задачи или представляет собой основу процесса принятия
решения.
Долговременное хранение информации производится с помощью списков намеченных дел,
кратких записей разговоров, набросков и т. п., чтобы в случае необходимости иметь доступ к нужной
информации. Помощь такого рода применяется при нарушениях восприятия информации,
долговременного хранения или вызова новой информации, а также информации из долговременной
памяти. В этой связи практическое значение имеют, например, систематическое формирование знания,
необходимого для успешной профессиональной деятельности (терминология, производственные
процессы и. т. д.), или составление списка событий личной жизни (например, истории болезни) в случае
нарушения автобиографической памяти.
Особое значение вспомогательные средства приобретают в процессе припоминания дат,
назначенных встреч и имен (когда задействованы функции проспективной памяти). Здоровому человеку
такая помощь, как правило, необходима лишь для указания на хранящуюся в памяти информацию. Но
пациенты с нарушениями памяти очень часто забывают не только то, что они хотели что-то сделать, но
и что
именно они хотели предпринять. Какие критерии существуют для определения эффективности
вспомогательных средств? Прежде всего такое средство должно быть как можно более простым для
использования и, кроме того, обеспечивать достаточно высокую степень надежности. Это означает, что
она должна быть ориентирована как на характер деятельности пациента, так и на те требования,
которые предъявляет к памяти (повседневная) жизнь именно этого человека. Желательно, чтобы
помощь в припоминании дат, имен и т. п. обладала следующими свойствами (Harris, 1984a, b):
-
она должна быть активной (например, звонок будильника), а не пассивной (например, пометка
на бумаге);
-
припоминание должно осуществляться по возможности непосредственно перед тем временем,
на которое намечено осуществление действия;
-
наконец, такая помощь должна быть по возможности специализированной.
Узелок на носовом платке, который при его случайном нахождении ничего не сообщает нам о
той информации, о которой он должен напомнить, не учитывает ни одного из этих критериев.
Напротив, использование акустического сигнала в сочетании со специфической письменной
Hosted by uCoz