Navigation bar
  Print document Start Previous page
 537 of 947 
Next page End  

кодирования? Исследования и модели общей психологии, а также психологии развития в зрелом
возрасте, посвященные множественному кодированию (ср., например, Engelkamp, 1990), показывают,
что вербальную мнемическую функцию здоровых людей можно улучшить путем активации программ
действия. Особенно хорошо исследован этот вопрос применительно к заучиванию фраз, выражающих
действия, таких как «прокомпостировать проездной билет». Выполнение соответствующего действия в
фазе кодирования информации улучшает память. Первые систематические обследования пациентов,
страдающих амнезией, доказали, что даже у больных выполнение действия оказывало стимулирующее
воздействие на память (Schuri & Vorleuter, 1993).
Результаты терапевтических исследований подтверждают, что пациенты, страдающие амнезией
(по меньшей мере пациенты с незначительными нарушениями памяти или с нарушениями средней
тяжести), в терапевтической ситуации, как правило, способны с пользой применять эффективные
стратегии переработки информации, хотя они лишь изредка достигают соответствующего нормативного
уровня. Однако на сегодняшний день отсутствуют более надежные доказательства того, что тренинг
стратегий способствует существенному улучшению мнемической функции на длительный срок. Правда,
в одной работе (см. Berg, Koning-Haanstra & Deelman, 1991; ср. прим. 27.3.3) отражен проявившийся в
тестах памяти специфический результат вмешательства, который наблюдался и спустя 4 месяца после
окончания лечения; однако при катамнестическом исследовании спустя 4 года он больше уже не
наблюдался (Milders, Berg & Deelman, 1995). Почти во всех работах остается неясным, используются ли
приобретенные во время лечения стратегии в повседневной жизни. Исключением является анализ
отдельных случаев, сделанный Кашелем (Kaschel, 1994), в котором значимые эффекты наблюдались и в
повседневной жизни. Оснований для возникновения проблем, связанных с генерализацией, множество:
так, например, только немногие из классических мнемотехнических стратегий можно осмысленно
применить в типичных проблемных ситуациях, возникающих в повседневной жизни (недостаточная
экологическая валидность). Кроме того, применение большей части таких техник требует большого
умственного напряжения и большой пропускной способности в процессе переработки информации, а
также креативности. Из-за взаимосвязанных нарушений функций головного мозга (например,
когнитивной замедленности, редуцированного потока идей и редукции «спонтанного» поведения)
многие пациенты обладают плохими предпосылками для применения таких техник.
Примечание 27.3.3. Групповое исследование тренинга стратегий (Berg, Koning-Haanstra &
Deelman, 1991)
Постановка вопроса
Исследовалась эффективность реабилитационной программы, ориентированной на стратегии, у
пациентов с нарушениями памяти после черепно-мозговой травмы.
Метод
-
Выборка: в исследовании приняли участие 38 пациентов. Все они получили черепно-мозговую
травму более чем 5 лет назад, жаловались на проблемы в повседневной жизни (все вели
самостоятельный образ жизни), у всех наблюдались нарушения памяти, но не было никаких других
когнитивных и психических нарушений.
-
План эксперимента: тренинг стратегий сравнивался с так называемой «псевдореабилитацией»
(«drill-and-practice»-терапия). Исследование проводилось по плану контрольных групп, причем
измерения делались до начала интервенции, после первой половины лечения и четыре месяца после
окончания лечения. Группы пациентов не различались по возрасту, образованию, интеллекту,
длительности посттравматической амнезии, времени, прошедшему с начала повреждения головного
мозга, а также функциям внимания и памяти.
-
Интервенция: тренинг стратегий состоял из 18 одночасовых индивидуальных сеансов и длился
шесть недель. Ряд простых правил (например, «если это возможно, используйте вспомогательные
средства», «отведите на это задание побольше времени», «образуйте ассоциации», «свяжите ситуации
запоминания с ситуациями воспроизведения»), которые объяснялись в тетради, были также обсуждены
и продемонстрированы. Стратегии использовались для решения повседневных проблем (например,
плохая память на имена), которые выбирались пациентами.
-
Метод исследования: собственные оценки и две группы объективных тестов (тесты памяти, к
которым были применимы разработанные стратегии (заучивание и воспроизведение по памяти списков
слов и ассоциации лица-имена) и измерения времени реакции, для которых не ожидалось эффектов
применения стратегии).
Результаты
Hosted by uCoz