Navigation bar
  Print document Start Previous page
 538 of 947 
Next page End  

Пациенты обеих терапевтических групп (тренинг стратегии и «псевдореабилитация») были
довольны лечением и посчитали, что оно весьма положительно скажется на их повседневной жизни.
Однако при проведении тестов памяти оказалось, что группа, в которой проводился тренинг стратегий,
показала существенные улучшения по сравнению с контрольной группой. Этот эффект держался 4
месяца. Ни одна из форм терапии не оказала существенного воздействия на время реакции.
---
Также следует упомянуть большей частью недостаточную значимость используемых при
лечении материалов для повседневной жизни и отсутствие систематической апробации заученных
техник в клинических ситуациях и ситуациях вне клиники в рамках терапии (ср. Baddley, 1984).
3.5. Техники приобретения нового знания
При тяжелых случаях амнезии терапевтическим усилиям, направленным на улучшение
способности усваивать и вспоминать новую информацию (всю без исключения или только информацию
определенного рода, например, тексты или имена), поставлены жесткие границы. Но это не означает,
что такие пациенты совершенно неспособны запомнить что-либо новое. Во-первых, при попытке
запоминания менее значимой информации (например, нескольких новых имен) могут быть привлечены
стратегии описанные в разделе 3.4 (ср., например, Wilson, 1987). Во-вторых, пытаются использовать
сохранившиеся имплицитные мнемические функции (ср. Klimesch, главу 27.2). Метод «vanishing cues»
(исчезающих подсказок) (Glisky, Schachter & Tulving, 1986) представляет собой одну из подобных
попыток. Цель авторов заключалась в том, чтобы передать нескольким пациентам с тяжелыми формами
амнезии основной словник компьютерного языка. Для этого понятие, подлежащее заучиванию,
оформлялось с помощью такого количества букв, которое и необходимо для его идентификации. Затем
эти «подсказки» (cues) постепенно и систематически редуцировались. Этот метод, применявшийся
также и для облегчения процесса приобретения знаний в других областях (ср. Glisky, 1995),
способствовал хотя и стабильному, но очень медленному увеличению объема усваиваемого материала.
Другая проблема заключается в недостаточной гибкости полученного таким путем знания; оно может
быть вызвано только в условиях первоначальной учебной ситуации и тем самым должно быть
охарактеризовано как «гиперспецифическое».
Возможное объяснение недостаточной эффективности техники «vanishing cues» могло бы
заключаться в том, что пациентам, страдающим амнезией, с большим трудом удается устранять
допущенные в процессе учебы ошибки. Новейшие исследования, лежащие в основе нашей гипотезы,
указывают на то, что больные с органическими нарушениями памяти извлекают пользу лишь из тех
учебных процедур, в процессе которых они не делают ошибок («errorless learning»; Baddeley & Wilson,
1994; Wilson, Baddely, Evans & Shield, 1994).
3.6. Помощь в повышении уровня метакогнитивного знания и аспекты решения проблемы
Ключевой переменной, свидетельствующей об успехе реабилитационных мероприятий, является,
как уже упоминалось в разделе 2, реалистическая самооценка пациентов. Поэтому главная задача
терапии должна состоять в сознательном и активном анализе их собственных функций памяти (ср.,
например, Schuri, 1996; Unverhau, 1994). При этом пациент учится не только распознавать
«критические» требования повседневной жизни, но также и свои индивидуальные возможности по их
преодолению. Кроме того, проводится анализ ситуаций, часто встречающихся в обыденной жизни, с
точки зрения тех запросов, которые они предъявляют к памяти; пациент сам оценивает их и проверяет
степень своей компетенции в данной ситуации, ищет и подвергает проверке адекватные стратегии
преодоления трудностей. Проводимые эксперименты показывают, что пациенту необходимо отводить
по возможности активную роль (ср., например, Parente & Stapleton, 1993).
4. Основные положения будущих исследований
Большинство экспертов в наше время согласно с тем, что наибольшие результаты приносит
терапия, ориентированная на повседневную жизнь. Однако на сегодняшний день мнения об
эффективности тех или иных методов интервенции опираются на недостаточный эмпирический базис.
Отсутствует хорошо апробированный репертуар надлежащих стратегий самостоятельного преодоления
Hosted by uCoz