Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 947 
Next page End  

поведенческими ожиданиями. Если этого нет — системы буквально повисают в воздухе; если есть, но
не в полной мере, — они нетвердо стоят на ногах. Это, естественно, сказывается на возможности дать
объяснения имеющимся психическим расстройствам. Впрочем, если законы манифестации носят
детерминистический характер, для диспозиционных объяснений имеют силу те же самые условия, что и
для дедуктивно-номологических объяснений. При этом заслуживает особого внимания одно
обстоятельство: поскольку понятия психических расстройств сами по себе являются диспозиционными
понятиями, в клинической психологии нередко бывает так, что наличие определенных симптомов у
какого-то лица объясняют тем, что приписывают ему диспозицию в виде какого-то психического
расстройства. Такое объяснение приемлемо только тогда, когда соответствующий закон манифестации,
который соединяет симптомы и диспозицию, не носит дефиниторного характера, то есть является,
например, составным элементом диагностических критериев для данного психического расстройства в
системе DSM-IV. Там, где это так, предположительное объяснение становится циркулярным.
3.3. Историко-генетические объяснения
Диспозиционное объяснение, даваемое имеющемуся психическому расстройству,
возникновению его в данный момент времени, картине его проявления, его состоянию, ссылается, в
частности, на определенные идиографические гипотезы, в которых соответствующему индивиду
приписываются определенные диспозиции. Именно в клинической психологии интересно выяснить еще
и то, каким способом данный человек приобрел психическое расстройство, или соответствующие
диспозиции, то есть, по сути — готовности, относящиеся к определенным ситуациям, наклонности,
тенденции к отклоняющемуся поведению; как они возникли,
или как развивались.
При этом мало
описать поэтапно, как происходил процесс возникновения, надо еще и ответить на вопрос почему он
происходил, и основываться при этом на хорошо подкрепленных сукцессивных законах. Такого рода
объяснения называются историко-генетическими объяснениями. Они представляют собой цепь
отдельных объяснительных аргументов, и в этой цепи экспланандум одного объяснительного аргумента
содержится в антецеденте следующего. Этот антецедент, в свою очередь, охватывает целый ряд другой
информации, без которой переход к следующему экспланандуму был бы невозможен. Эта
дополнительная информация сама по себе не разъясняется в историко-генетическом объяснении, а
лишь привлекается в дополнение к предшествующим условиям, которые соответствуют упомянутому
экспланандуму. Таким способом можно объяснить возникновение расстройств, которые хотя и
протекают по совершенно определенным закономерностям, но в своем течении и своеобразии зависят
от условий окружающей среды,
которые сами как таковые остаются необъясненными в рамках
историко-генетического объяснения.
Попытки историко-генетического объяснения встречаются в клинической психологии очень
часто. Когда ответственность за возникновение психического расстройства возлагается на такие
факторы, как история научения, воспитание, наличие какого-то расстройства у родителей данного
индивида, то сформулировать что-то можно только в рамках историко-генетического объяснения. Если
психотерапевт, давая диспозиционное объяснение, объяснил социальные страхи и сложности с
реализацией жизненных целей у клиента, например, его склонностью к сильному самообесцениванию,
то не мешало бы дать и историко-генетическое объяснение: почему у этого клиента вообще имеется эта
диспозиция, то есть как возникла эта склонность к сильному самообесцениванию. Более точный анализ
мог бы показать, что эта склонность является результатом прослеженной в нескольких фазах
генерализации, происходящей из очень специфического, ситуативного самообесценивания, которое, в
свою очередь, вытекает из предположительно низкой оценки со стороны других. Поводом послужила
несостоятельность в работе, которую увидел дорогой ему человек, но при этом даже не
прокомментировал. Отталкиваясь от описания этого события, можно развивать цепь объяснительных
аргументов, посредством которых в конечном счете можно историко-генетически объяснить склонность
клиента к сильному самообесцениванию.
Перре (Perrez, 1979) на многих примерах показал, что историко-генетический вариант
объяснения преобладает также в психоанализе, где в этой связи ссылаются на психосексуальное
развитие. Немалое значение имеет объяснение историко-генетического типа для многих
социологических или социально-психологических теорий отклоняющегося поведения, таких как
Labeling-теория или теория реакции.
3.4. Объяснения «Как могло случиться, что...»
Hosted by uCoz