Navigation bar
  Print document Start Previous page
 542 of 947 
Next page End  

Повышенная обусловливаемость
Панические реакции с агорафобией (DSM-IV 300.21)
Редуцированная габитуация
[Привыкание,
снижение реакции при повторяющемся
действии одного раздражителя. —
Прим.
ред.]
Генерализованное тревожное расстройство (DSM-IV
300.02)
Специфические фобии (DSM-IV 300.29)
Навязчивые расстройства (DSM-IV 300.3)
Низкая обусловливаемость
Антисоциальное расстройство личности (DSM-IV 301.7)
Повышенная габитуация
Недостаток внимания или гиперактивность (DSM-IV 301.7)
Антисоциальное расстройство личности (DSM-IV 314)
Специфические расстройства развития
учебных навыков
Специфическое расстройство чтения (DSM-IV 315.00)
Нарушение способности письменного изложения (DSM-IV
315.1)
Нарушение способности к арифметическим действиям
(DSM-IV 315.10)
Расстройство экспрессивной речи (DSM-IV 315.31)
Общие расстройства научения
Умственная недостаточность (DSM-IV 317-319)
Деменция (DSM-IV 290.xx-294.0)
Аутистическое расстройство (DSM-IV 299.00)
Расстройства научения на основе
дефицита базисных навыков
Шизофрения (DSM-IV 295-298)
Психотическое расстройство, вызванное злоупотреблением
алкоголем (DSM 291.x)
Синдром фронтальных долей головного мозга (DSM-IV
310.1)
1.1 Расстройства научения, возникающие на основе индивидуальных патологических
предпосылок
Индивидуальные патологические предпосылки чаще всего становятся ясны лишь при детальном
анализе учебного процесса; они относятся прежде всего к классическому и оперантному
обусловливанию и выражаются степенью обусловливаемости, а также готовностью к габитуации того
или иного индивида. Повышенная обусловливаемость означает, что связь «стимул—реакция» при
классическом обусловливании и инструментальные реакции (например, избегающее поведение) при
оперантном обусловливании возникают быстрее. Зачастую с этой повышенной обусловливаемостью
связана также и более высокая готовность к генерализации, так что, например, страхи возникают в
ситуациях с похожим раздражителем (например, поездка на автомобиле, велосипеде). В случае
незначительной или редуцированной габитуации (физиологические) реакции поддерживаются слишком
долго и зачастую неоправданно (повышенная резистентность к угашению). Как следствие, возникает
высокая чувствительность к ситуациям с похожим раздражителем. Повышенная обусловливаемость или
редуцированная габитуация отмечаются прежде всего при тревожных расстройствах (например,
панических расстройствах с агорафобией, специфических фобиях), а также при навязчивых
расстройствах.
Пониженная обусловливаемость, напротив, проявляется в том, что результаты научения простой
последовательности «стимул—реакция» и научения реакциям избегания достигаются значительно
медленнее. Следовательно, связывание стимула и реакции и инструментальные реакции формируются
лишь на основании многократного повторения. Кроме того, происходит более быстрая габитуация к
стимулам и поэтому более быстрое угашение приобретенных способов поведения. Низкая
обусловливаемость и быстрая габитуация наблюдаются при социопатических расстройствах
(антисоциальных расстройствах личности), а также при дефиците внимания или гиперактивности. Эти
различия в научении объясняются лежащими в основе процессами активизации ЦНС.
1.2. Затруднения при овладении навыками
Ко второй группе расстройств научения относятся затруднения при овладении навыками. Одним
из примеров этих расстройств является строго определенное отставание в развитии,
которое
характеризуется обособленным, тематическим затруднением при овладении навыком, а также его
ранним началом (обычно оно возникает в младенческом возрасте, в детстве или в подростковом
возрасте). Один из примеров здесь — нарушение чтения и письма, признаками для дифференциальной
Hosted by uCoz