Navigation bar
  Print document Start Previous page
 545 of 947 
Next page End  

происходит в экспериментальном порядке.
3. Литература
Birbaumer, N. & Schmidt, R. F. (1996). Biologische Psychologie (3. Aufl.). Berlin: Springer.
Duhm, E. & Huss, K. (1979). Fragebogen zur Erfassung der praktischen und sozialen Selbstandigkeit
4-bis 6-jahriger Kinder. Braunschweig: Westermann.
Fippinger, F. (1991). Allgemeiner Schulleistungstest fur 3. Klassen. Weinheim: Beltz Testverlag.
Grund, M., Haug, G. & Naumann, C. L. (1994). Diagnostischer Rechtschreibtest fur 4. Klassen.
Weinheim: Beltz.
Hallisch, F. (1990). Beobachtungslernen und die Wirkung von Vorbildern. In E. Spada (Hrsg.),
Lehrbuch Allgemeine Psychologie (S. 373-402). Bern: Huber.
Hansgen, K.-D. & Rosenfeld, B. (1995). In K.-D. Hansgen & T. Mersten, (Hrsg.),
Leistungsdiagnostisches Labor. Gottingen: Hogrefe.
Schandry, R. (1989). Lehrbuch Psychophysiologie. Munchen: Psychologie Verlags Union.
Spada, H., Ernst, A. M. & Ketterer, W. (1990). Klassische und operante Konditionierung. In H. Spada
(Hrsg.), Lehrbuch Allgemeine Psychologie (S. 323-372). Bern: Huber.
Wiedl, K. H. & Guthke, J. (1996). Dynamisches Testen. Gottingen: Hogrefe.
28.2. Расстройства научения: этиология / анализ условий возникновения
Герхард Лаут
1. Введение
Расстройства научения наблюдаются как при целенаправленном, так и при непроизвольном
(«случайном») научении. Особенно обращают на себя внимание расстройства при целенаправленном,
осознанном научении,
например в общеобразовательной или высшей школе, на курсах повышения
квалификации, когда школьникам, студентам, слушателям курсов и служащим предприятий не удается
добиться желаемых результатов, так что им приписывается более или менее обширное снижение
обучаемости (например, нарушение чтения и письма, затруднения в учебе). Другие расстройства
научения можно описать как постоянные нарушения способности к научению (например, задержка в
умственном развитии). В этом случае затруднения сказываются прежде всего на имитационном
научении, усвоении правил и понятий, а также на решении проблем.
Наряду с этим встречаются расстройства научения и в поведенческой сфере, в которой научение
осуществляется не эксплицитно (расстройства нецеленаправленного научения).
Эти расстройства
затрудняют адаптацию обучающегося к окружающей среде, так как он или не приобретает необходимой
ориентации (например, недостаток социальной компетентности при нарушении научения по моделям),
или происходят ошибки адаптации (например, возникновение дисфункциональных страхов и
навязчивостей). Мы в своем изложении различаем два типа расстройств научения, используя два
понятия, которые связаны с целенаправленным и нецеленаправленным научением:
-
расстройства научения как затруднения при овладении навыками.
Для этих расстройств
характерно недостаточное приобретение необходимых сведений об окружающем мире (например,
школьных знаний, социальной ориентации); они касаются в первую очередь расстройств
целенаправленного научения;
-
расстройства на основе патологических индивидуальных предпосылок.
Для этих расстройств
характерно наличие прямых нарушений; они касаются прежде всего различных аспектов
непроизвольного научения.
2. Затруднения при овладении навыками
Многочисленные затруднения при овладении навыками (трудности и отставание в учебе,
нарушения счета, нарушение чтения и письма, ограниченная задержка речевого развития, различные
формы задержки умственного развития) включают различные по важности расстройства, «степень
тяжести» которых можно описать через продолжительность расстройств (преходящие/устойчивые), а
также через их объем (ограниченные/общие). Нарушение чтения и письма (см. прим. 28.2.1)
Hosted by uCoz