Navigation bar
  Print document Start Previous page
 546 of 947 
Next page End  

представляет собой, к примеру, устойчивое и ограниченное затруднение при овладении учебными
навыками; умственная недостаточность,
напротив, является чрезвычайно важным устойчивым и
общим расстройством научения. Его отличительными признаками являются сниженный уровень
общего интеллекта, явно ограниченная способность к общей адаптации и научению в социальной,
речевой, двигательной, когнитивной, мотивационной сфере и сфере достижений. 
Примечание 28.2.1. Нарушения чтения и письма (легастения) как пример строго ограниченного
расстройства научения
Нарушение чтения и письменного изложения (DSM-IV Nr. 315.00 и 315.2) констатируется в том
случае, если имеет место отчетливо выраженное ограниченное отставание в развитии в области
чтения и правописания. При этом важно то, что речь идет о специфическом расстройстве научения,
которое диагностируется при наличии несоответствия между более низкой относительно среднего
уровня способностью читать и/или писать и по крайней мере средними общими школьными
способностями при одновременно достаточном уровне интеллекта. Оно по определению не может быть
объяснено низким интеллектуальным уровнем или общей неспособностью к научению. При легастении
наблюдаются: а) количественно недостаточная функция чтения и письма; б) качественные особенности
при чтении (например, пропуски и искажения слов) и при написании (например, перестановки букв, а
также замена тех букв, которые внешне похожи друг на друга, таких как b-p, n-q); в) эмоциональные и
поведенческие последствия (например, предрасположенность к неудаче, уклонения от приложения
усилий для достижения результата; о проявлении легастении у 10-летнего ученика средней школы см.
рисунок ниже).
Ученик обладает IQ = 102, навык его правописания, измеренный в соответствии с «Тестом общей
школьной успеваемости» (Allgemeinen Schulleistungstest; AST 4), соответствует уровню в 4%, а скорость
чтения — в 42%. Его трудовое и социальное поведение следует признать в высшей степени
неудовлетворительным (агрессивность, отсутствие радости от учебы, страх перед школой).
---
Все формы умственной недостаточности в зависимости от степени отклонения от нормы
подразделяют на четыре типа; разграничение производится по коэффициенту интеллектуального
развития (IQ) — от низкого интеллекта до очень тяжелой формы умственной отсталости. Ожидания
относительно уровня развития таких лиц с нарушениями приведены в табл. 28.2.1.
Таблица 28.2.1. Общая обучаемость и ожидания относительно уровня развития при разных
Hosted by uCoz