Navigation bar
  Print document Start Previous page
 550 of 947 
Next page End  

более двух стандартных отклонений от норм своего возраста, признавались уязвимыми для неврозов.
Таким способом был отобран 31 испытуемый с «нарушениями функций головного мозга». Эти дети и
сравнивались с 25 контрольными детьми (в возрасте от 8,5 до 9,5 лет).
-
Исследование. Дети дважды подряд выполняли тестовые задания по опроснику Равена; при
этом оценивались движение их взора (скорость саккадирования), их способности и прогноз
относительно будущих способностей. Результаты обучения и учебные действия обеих групп
сравнивались друг с другом.
Результаты
Дети без отклонений от нормы продемонстрировали оптимальное поведение. Они реалистично
оценивали свои способности, в ходе исследования улучшили свои результаты и согласовывали
движение своего взора со сложностью задания. Иначе дело обстояло с детьми с уязвимостью, которые
существенно переоценивали свои способности и в меньшей степени понимали, что необходимо
согласовать движение своего взора со сложностью задания. Но и они на втором этапе заметно улучшали
свои результаты и приближались к показателям детей контрольной группы. Таким образом, очевидно,
что они обладают неблагоприятными исходными условиями для актуальной способности и нуждаются
в большем времени, чтобы приспособиться к заданным учебным условиям.
---
Эта взаимосвязь справедлива и для взрослых (например, для участников программ повышения
квалификации, студентов), причем менее приспособившиеся студенты отличаются большей
тревожностью по поводу своих успехов и менее структурированным и менее согласованным учебным
поведением; их академическая успеваемость тесно коррелирует с тем, используется или нет ими какая-
нибудь учебная стратегия (Brackney & Karabenick, 1995).
Расстройства научения, обусловленные отсутствием необходимой учебной стратегии,
наблюдаются также и при усвоении социальных требований.
Замечено, что лицам с задержкой
интеллектуального развития (с IQ ниже 75) хуже дается имитационное научение. Причины этого
многообразны и состоят в следующем: а) недостаточно развитая система понятий и правил; б)
ограниченная социальная откликаемость; в) избыточная избирательность (внимание направлено только
на частные аспекты поведения модели, так что зачастую заимствуются только периферические
моменты, например интонация, жестикуляция, мимика); г) недостаточная вербальная саморегуляция,
так что польза от обучения носит лишь временный, преходящий характер и социальные навыки и
умения, которые можно обобщить, приобретаются лишь в ограниченном объеме (см. Gumpel, 1994;
Whitman, 1990).
2.2. Дополнительные определяющие элементы
Вышеназванные метакогнитивные определяющие элементы необходимо дополнить следующими
объяснительными подходами.
-
Недостаточность процессов ориентации и классификации. Эта концепция исходит из того,
что констелляция раздражителей воспринимается в недостаточном объеме из-за пониженной или
избыточной избирательности или из-за невнимательности. Прежде всего лица с интеллектуальной
недостаточностью склонны к так называемой избыточной избирательности. Поэтому считается, что при
наличии сложных раздражителей они воспринимают только отдельные, случайные детали. Нечто
похожее имеет место и при аутизме.
-
Недостаточность знаний. Наряду со структурой действий, имеющей отношение к учебным
стратегиям и методам, научение предполагает еще и наличие знаний (например, сведений о правилах
арифметического счета или принципах словообразования). Следовательно, успешная учеба (например,
хорошие знания по какому-либо конкретному предмету школьной программы) существенным образом
зависит от предварительных познаний, специфичных для изучаемого предмета (Sander, 1986).
Вследствие этого трудности, связанные с процессом научения, сопровождаются еще и недостатком
знаний в отдельных ограниченных областях. У лиц с задержкой умственного развития этот недостаток
знаний увеличивается, так что говорят о «редуцированном базисе для научения». Поэтому считается,
что у умственно отсталых отсутствуют концепции и основные понятия, необходимые для упорядочения
нового учебного опыта и структурирования дальнейшего приобретения знаний.
Наряду со знаниями по конкретному предмету необходимо учитывать еще и метакогнитивные
знания (представления о собственной когнитивной системе). В почти всех существующих
Hosted by uCoz